Работоспособное состояние механизма характеризуется следующими признаками [1]:

  • низкий уровень вибрации и шума;
  • отсутствие ударных процессов;
  • температура корпуса не превышает предельных значений;
  • отсутствие утечек смазки;
  • отсутствие трещин;
  • отсутствие повреждений сопрягаемых элементов;
  • определённые параметры шероховатости рабочих поверхностей;
  • наличие оптимальных зазоров сопрягаемых деталей.

Работоспособное состояние механизма обеспечивается [1]:

  • соосностью валов, выдержанной в допустимых пределах и выставленной с учётом рабочей температуры механизма;
  • постоянной или периодической смазкой узлов механизма с оптимальными характеристиками смазочного материала;
  • уровнем рабочих нагрузок, не превышающим допустимые значения;
  • равномерной затяжкой резьбовых соединений;
  • выполнением всех заданных функций;
  • периодической смазкой зубчатых муфт, шарнирных соединений и заменой отработанной смазки;
  • оптимальными значениями зазоров, находящимися в допустимых пределах и учитывающих тепловое расширение детали;
  • оптимальными параметрами шероховатости рабочих поверхностей;
  • параллельным расположением валов на необходимом расстоянии.

Работоспособность подшипников качения характеризуется [1]:

  • отсутствием проворачивания колец подшипника на валу и в корпусе;
  • отсутствием трещин в деталях подшипника;
  • значениями зазоров в допустимых пределах;
  • допустимой шероховатостью поверхности тел качения и беговых дорожек;
  • качественным смазыванием.

Работоспособность валов обеспечивается [1]:

  • прямолинейностью;
  • правильным расположением;
  • отсутствием износа посадочных поверхностей;
  • целостностью шпоночных и шлицевых соединений.

Работоспособность муфт предполагает [1]:

  • целостность деталей;
  • равномерность износа элементов в допустимых пределах;
  • неподвижность соединений деталей;
  • наличие смазки (при необходимости).

Работоспособность зубчатых передач обеспечивается [1]:

  • необходимым размером пятна контакта;
  • допустимыми значениями бокового зазора и размерами зубьев;
  • допустимой шероховатостью поверхности зубчатых колёс;
  • отсутствием проскальзывания рабочих поверхностей;
  • неподвижным соединением деталей с валом.

Перечень ссылок

  1. Механическое оборудование: техническое обслуживание и ремонт / В.И. Бобровицкий, В.А. Сидоров. – Донецк: Юго-Восток, 2011. – 238 с.

Вопросы для контроля

  1. Чем обеспечивается работоспособное состояние механизма?
Материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович.