2.4.2. ГидроприводОсновными преимуществами гидравлического привода по сравнению с электроприводом, которые обусловили его применение в грузоподъёмных машинах, являются:

  • плавное бесступенчатое регулирование скорости движения рабочих органов машин;
  • большая перегрузочная способность;
  • меньшая масса и размеры, приходящиеся на единицу передаваемой мощности;
  • малая инерционность привода;
  • сравнительная простота осуществления автоматизации управления и защиты;
  • высокая надежность и долговечность.

К недостаткам гидропривода можно отнести:

  • большую стоимость, обусловленную необходимостью высокой точности изготовления;
  • трудность предупреждения утечек рабочей жидкости;
  • ухудшение работы при низких температурах;
  • необходимость частой замены рабочей жидкости.

Требования к гидроприводу грузоподъёмных кранов и машин изложены в п. 4.10 Правил [1]:

4.10.1. Гидропривод грузоподъемных кранов и машин должен соответствовать требованиям этих Правил и НД и исключать:

  • самопроизвольное опускание груза (стрелы, башни и т.п.) в случае отключения привода насоса, потери давления, разрыва гидроприводов, нарушения герметичности соединений и т.п.;
  • повреждения элементов гидропривода (труб, рукавов, их соединений) при столкновении с элементами конструкций.

4.10.2. Гидропривод механизмов должен обеспечивать пуск механизмов подъема груза, выдвижения стрелы с грузом на крюке, а также механизма подъема башни во время монтажа башенного крана из любого положения и опускания груза, стрелы, башни с постоянной скоростью. Допустимое значение оседания груза должно быть указано в технических условиях.

4.10.3. Конструкция гидропривода должна предусматривать полное и безопасное удаление и заполнение рабочей жидкости во время ремонта и технического обслуживания без попадания ее на землю. Слив рабочей жидкости из предохранительных клапанов может осуществляться в гидробак.

4.10.4. Конструкция гидропривода должна обеспечивать:

  • замену гидроустройств на кране без слива рабочей жидкости из гидробака;
  • непрерывную фильтрацию рабочей жидкости.

Степень фильтрации устанавливается согласно требованиям эксплуатационных документов гидроустройств. Фильтр, установленный на сливном гидроотводе, оснащается переливным клапаном.

4.10.5. Каждый гидравлический контур должен быть защищен от превышения рабочего давления предохранительным клапаном, отрегулированным на давление, приведенное в руководстве по эксплуатации, и иметь возможность наладки и опломбирования. Гидравлические контуры, которые предохраняются от одинакового недопустимого давления, могут иметь один общий предохранительный клапан.

4.10.6. Рукава, размещенные в непосредственной близости от рабочего места машиниста крана, должны быть закрыты предохранительным кожухом или экраном.

4.10.7. Трубы гидропривода должны быть надежно закреплены для устранения опасных колебаний (вибрации) и предупреждения нарушения герметичности их соединений.

4.10.8. В случае прекращения электроснабжения или отказа гидропривода должны быть обеспечены аварийное опускание груза, поднятой части башенного крана во время его монтажа, а также возможность управления стрелой до положения, в котором кран будет находиться в безопасном состоянии.

4.10.9. Конструкция гидробака должна предусматривать контроль уровня рабочей жидкости. Применение щупов не разрешается. При наличии на кране нескольких баков для жидкости они должны иметь разную маркировку.

При приёмке и сдаче смен необходимо:

  • проверить состояние гибких шлангов подвода рабочей жидкости, а также уплотнений;
  • проверить величину износа штоков и состояние их поверхностей;
  • проверить крепление цилиндров на механизмах;
  • опробовать исправность действия гидропривода.

В течение смены необходимо:

  • вести тщательное наблюдение за правильностью функционирования;
  • при обнаружении перепуска рабочей жидкости с одной полости в другую немедленно остановить механизм и принять меры по устранению.

При длительных остановках необходимо отключить все магистрали гидросистемы и обесточить аппаратуру управления.

Ревизии и ремонты следует проводить по мере необходимости, но не реже одного раза в год. При этом необходимо:

  • промыть, протереть и проверить детали гидропривода;
  • зачистить мелкозернистой наждачной бумагой места на внутренней поверхности цилиндра и штока поршня, имеющие незначительные задиры;
  • заменить:
    • цилиндр при износе рабочей поверхности более 1 мм или наличии задиров и трещин;
    • шток цилиндра, если он погнут или имеет задиры, трещины, износ поверхности на глубину более 0,3 мм, а также при порыве резьбы и износе отверстия под ось более 1 мм по диаметру;
    • втулки штока при зазоре между ними и штоком более 0,3 мм;
    • поршень с изношенными пазами колец;
    • изношенные манжеты и кольца, уплотнения, золотник и другие детали.

При сборке следует:

  • тщательно смазать солидолом все трущиеся части;
  • установить крышки так, чтобы отверстия для спуска в конденсатор находились в самой нижней части цилиндра;
  • надёжно и равномерно затянуть болтовые соединения и проверить, чтобы при этом не нарушалась плавность движения штока по длине рабочего хода;
  • отрегулировать посредством регулировочных иголок тормозные устройства так, чтобы к крайнему положению шток подходил плавно, без ударов о крышки цилиндра;
  • испытать цилиндр на герметичность давлением, превышающим рабочее на 0,2 МПа, в течение 30 минут (утечка не допускается).

Перечень ссылок

  1. НПАОП 0.00-1.01-07. Правила будови і безпечної експлуатації вантажопідіймальних кранів // Затв. Наказом Державного комітету України з промислової безпеки, охорони праці та гірничого нагляду 18.06.2007 №132.

Вопросы для контроля

  1. Каковы основные действия по обеспечению работоспособности гидропривода грузоподъёмных кранов и машин?
Материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович.