К приборам и устройствам безопасности грузоподъёмных кранов и машин относят [2]:
- ограничители грузоподъёмности;
- ограничители пути движения (рабочих движений крана);
- ограничители перекоса металлоконструкции крана (применяют на специальных козловых кранах большой грузоподъёмности с большими пролетами);
- блок-контакты;
- противоугонные устройства;
- упоры и буферы;
- опорные детали;
- предохранительные щитки;
- устройства электробезопасности;
- анемометры.
По принципу действия приборы и устройства безопасности разделяют на:
- предохранительные (ограничители, ловители, блок-контакты, противоугонные устройства, устройства электробезопасности и др.);
- предупреждающие:
- сигнализирующие (сигнализаторы давления ветра (анемометры), контрольные лампы на пульте управления краном, звуковые сигнальные приборы (звонки, сирены));
- указательные (указатель грузоподъёмности стрелового крана в зависимости от вылета стрелы).
Требования к приборам и устройствам безопасности грузоподъёмных кранов и машин изложены в п. 4.11 Правил [1]:
4.11.1. Грузоподъемные краны и машины с машинным приводом должны быть оборудованы ограничителями рабочих движений (концевыми выключателями) для автоматической остановки:
а) механизма подъема в крайних верхнем и нижнем положениях грузозахватного органа. Ограничитель нижнего положения грузозахватного органа может не устанавливаться, если по условиям эксплуатации невозможно опускание груза ниже уровня, установленного паспортом. Электрические тали, оборудованные муфтой предельного момента, могут не быть оборудованы ограничителем верхнего положения грузозахватного органа;
б) механизма изменения вылета в крайних рабочих положениях;
в) механизма передвижения грузоподъемных кранов на рельсовом ходу (за исключением железнодорожных), их грузовых тележек, а также однорельсовых тележек, если скорость грузоподъемного крана (тележки) перед подходом к крайнему положению может превысить 0,5 м/с. Механизмы передвижения башенного, козлового кранов и перегружателей оборудуются ограничителями независимо от скорости передвижения;
г) механизмов передвижения грузоподъемных кранов (за исключением железнодорожных), их грузовых тележек, а также однорельсовых тележек, которые работают на одном пути.
Указанные устройства устанавливаются также для ограничения хода любого другого механизма, если в крайних положениях возможны удары с возникновением нагрузок, которые превышают расчетные или аварийные ситуации. К таким механизмам относят механизмы поворота, выдвижения телескопических составных частей, механизмы грузозахватного органа, подъема и поворота кабины и т.п.4.11.2. После срабатывания ограничителя рабочего движения должна обеспечиваться возможность движения механизма в обратном направлении. Дальнейшее движение в прежнем направлении разрешается для механизмов:
а) передвижения мостовых и консольных кранов, их грузовых тележек, однорельсовых тележек, а также грузовых тележек козловых кранов и перегружателей во время подхода к посадочной площадке или тупиковому упору. Скорость движения в этом случае должна быть не больше половины максимальной, а ее абсолютное значение – не больше 0,5 м/с;
б) изменения вылета во время опускания стрелы самоходного крана без груза для обслуживания, переведения в транспортное положение или во время спуска стрелы для приведения крана во временно нерабочее положение в случае превышения допустимой скорости ветра рабочего состояния.4.11.3. Ограничитель высоты подъема должен обеспечивать после остановки грузозахватного органа, который поднимался без груза, зазор между грузозахватным органом и упором у электрических талей не менее 50 мм, а для всех других механизмов подъема – не менее 200 мм.
Если скорость подъема больше 0,67 м/с, перед отключением двигателя ограничителем должен предполагаться предварительный переход на сниженную скорость не выше 0,34 м/с.4.11.4. В грейферных кранах с раздельным электрическим приводом механизмов подъема и замыкания грейфера ограничитель (ограничители) должен (должны) выключать одновременно двигатели обоих механизмов в случае достижения грейфером крайнего верхнего положения.
4.11.5. Ограничитель механизма передвижения крана, тележки или тали устанавливается таким образом, чтобы наложение тормоза происходило на расстоянии до упора, равном не менее половины пути торможения механизма, а в механизмах передвижения башенных, портальных и козловых кранов и перегружателей – не менее полного пути торможения.
В случае установки взаимных ограничителей хода механизмов перемещения грузоподъемных кранов или крановых тележек, которые работают на одном пути, должно исключаться столкновение грузоподъемных кранов (тележек).
Путь торможения механизма передвижения указывается в паспорте грузоподъемного крана.4.11.6. Краны стрелового типа, кроме консольных, должны быть оборудованы ограничителем грузоподъемности (грузового момента), который автоматически отключает механизмы подъема груза и изменения вылета в случае подъема груза, масса которого превышает грузоподъемность, указанную в паспорте для данного вылета, больше чем на 15% для башенных кранов (с грузовым моментом до 200 кН×м включительно) и портальных кранов и больше чем на 10% – для других кранов.
В грузоподъемных кранах, которые имеют две или больше грузовые характеристики, ограничитель грузоподъемности оборудуется устройством для переключения его на выбранную характеристику. В башенных и портальных кранах устройство для переключения должно апломбироваться.4.11.7. Разрешается не оборудовать ограничителем грузоподъемности (грузового момента) стреловые краны грузоподъемностью до 1 т включительно или с грузовым моментом до 40 кН×м включительно. В таких кранах с гидравлическим приводом защита от перегрузки должна осуществляться предохранительными клапанами гидросистемы, которые должны срабатывать в пределах рабочих перегрузок крана от 100% до 110% расчетной грузоподъемности.
4.11.8. Краны мостового типа оборудуются ограничителями грузоподъемности (для каждой грузовой лебедки), если возможна их перегрузка по технологии производства. К таким грузоподъемным кранам (в том числе с электрическими талями) принадлежат:
- магнитные – для перегрузки листового металла, проката и других монолитных грузов;
- грейферные – для перегрузки скрапа, шлака металлургического производства, выполнения подводных работ, разборки беспрокладочных штабелей круглого леса;
- контейнерные;
- краны для выемки бетонных изделий из форм и опок, дерева из воды и т.п.;
- краны, предназначенные для перегрузки ядерного топлива, твердых и жидких радиоактивных отходов, радиоизотопов, пожароопасных, токсичных и взрывоопасных грузов.
Ограничителями грузоподъемности также оборудуются грузоподъемные краны с переменной вдоль моста грузоподъемностью, краны, грузоподъемность которых ограничена согласно паспорту, а также краны, которые согласно требованиям пункта 4.11.29 этих Правил оборудуются регистраторами рабочих параметров.
Ограничитель грузоподъемности кранов мостового типа (кроме контейнерных кранов и кранов-штабелеукладчиков мостовых) должен автоматически отключать механизмы подъема груза, если масса груза превышает грузоподъемность, указанную в паспорте крана, больше чем на 15% . В обоснованных случаях, при условии дополнительной проверки расчетом несущей способности крана, допускается увеличивать это значение до 25% .
Ограничитель грузоподъемности контейнерных кранов должен автоматически отключать механизмы подъема груза, если масса груза превышает грузоподъемность, указанную в паспорте крана, больше чем на 10%, а кранов-штабелеукладчиков мостовых — на 25% согласно требованиям НД.4.11.9. После срабатывания ограничителя грузоподъемности должно быть возможным опускание груза или включение других механизмов для уменьшения грузового момента.
4.11.10. Грузоподъемные краны, грузоподъемность которых изменяется с изменением вылета, оборудуются указателем допустимой грузоподъемности, которая отвечает установленному вылету. Шкала (табло) указателя должна быть четко видна с рабочего места машиниста крана.
Во время градуирования указателя измерение вылета необходимо производить на горизонтальной площадке с грузом на крюке, который отвечает данному вылету, а пометки вылета делать после снятия груза.
Установка указателя не требуется, если грузоподъемный кран оборудован ограничителем грузоподъемности с индикацией грузоподъемности, допустимой для установленного вылета.4.11.11. Стреловые самоходные краны должны быть оборудованы устройством защиты от опасного напряжения во время их работы вблизи воздушных линий электропередач. Как устройство такой защиты, а также в случае работы в ограниченном пространстве разрешается применять ограничители рабочих движений и координатную защиту.
4.11.12. В кабине стреловых самоходных кранов должны быть установлены указатели угла наклона крана (креномеры, сигнализаторы). Если управление выносными опорами крана осуществляется не из кабины, на неповоротной раме устанавливается дополнительный указатель угла наклона крана вблизи органов управления выносными опорами.
4.11.13. Грузоподъемные краны, кроме управляемых с пола, а также однорельсовые тележки оборудуются звуковым сигнальным устройством, которое должно быть отчетливо слышно в рабочей зоне и по тональности отличаться от автомобильного. В случае наличия нескольких постов управления включение сигнала должно быть возможно с любого из них.
4.11.14. Башенные краны с высотой до верха оголовка более 15м, козловые краны пролетом больше 16 м, портальные краны, перегружатели, а также кабельные краны оборудуются анемометром (или сигнализатором давления ветра для кранов мостового типа), автоматически включающим звуковой сигнал в случае превышения допустимой скорости ветра рабочего состояния, указанной в паспорте крана.
4.11.15. Козловые краны и мостовые перегружатели должны быть рассчитаны на максимально возможное усилие перекоса, которое возникает во время передвижения крана, и при необходимости должны быть оборудованы ограничителем перекоса автоматического действия.
4.11.16. В грузоподъемных кранах и машинах с электроприводом (кроме талей с дополнительным грузоупорным тормозом, а также грузоподъемных кранов и однорельсовых тележек с такими талями) должна быть предусмотрена защита от падения груза и стрелы в случае обрыва любой из трех фаз сети питания.
При срабатывании защиты должны выключаться электродвигатели механизмов подъема груза, изменения вылета и замыкаться тормоза этих механизмов.4.11.17. Краны оборудуются устройством для автоматического снятия напряжения с электродвигателей механизмов и токопроводов к ним во время выхода обслуживающего персонала на галерею крана или на площадки с механизмами. В грузоподъемных кранах, которые работают в помещении, троллеи напряжением не более 42 В в таком случае могут не выключаться.
В грузоподъемных кранах, вход на которые предусмотрен через галерею моста, такой блокировкой оборудуются двери входа на галерею.4.11.18. Двери для входа в кабину управления с посадочной площадки должны быть оборудованы электрической блокировкой, которая не дает возможности начать передвижение, если двери открыты.
Если кабина имеет тамбур, такой блокировкой оснащаются его двери.4.11.19. В кранах, оснащенных грузоподъемными электромагнитами, питающимися от электросети, электрическая схема должна быть выполнена так, чтобы в случае снятия напряжения с крана контактами приборов и устройств безопасности напряжение с грузового электромагнита не снималось, или такие краны снабжаются резервной батареей, которая должна поставлять энергию в случае неисправности сети питания и обеспечивать нужный ток на протяжении минимум 20 мин. В случае невозможности работников покинуть опасную зону на протяжении 20-минутного периода, который обеспечивается резервной батареей, необходимо принять дополнительные меры, например механическое средство закрепление груза. В кабине управления должен предусматриваться указатель намагничивания электромагнита, а для магнитов со сменной мощностью – полного и частичного намагничивания.
4.11.20. В башенных кранах с неповоротной башней, портальных и других кранах с кабиной управления на поворотной части должно предусматриваться устройство (устройства), которое автоматически выключает механизм поворота в случае открытия люка или дверей для безопасного перехода работников с неповоротной части на поворотную и в обратном направлении. Люки или двери могут не устанавливаться в случае оснащения устройствами, которые будут выполнять вышеуказанные функции. В грузоподъемных кранах с частотой вращения более 0,5 об/мин люк или двери для перехода работников с неповоротной части на поворотную должны быть оборудованы замком и кнопкой звукового сигнального устройства.
4.11.21. В случае срабатывания приборов и устройств безопасности (концевых выключателей, аварийного выключателя, блокировки люка, дверей кабины и т.п.) их контакты должны разрывать электрическую цепь.
4.11.22. Грузоподъемные краны, кроме железнодорожных, перемещающиеся по рельсовым путям под открытым небом, оборудуются противоугонными устройствами с ручным или машинным приводом, которые должны обеспечивать удерживающее усилие от действия на кран ветра нерабочего состояния, указанное в руководстве по эксплуатации крана.
Мостовые краны, которые работают под открытым небом или в не защищенном от ветра месте, противоугонными устройствами могут не оборудоваться, если под действием на кран ветра нерабочего состояния, допустимая скорость которого указана в паспорте крана, запас торможения механизмов передвижения составляет не менее 1,2.
Для грузоподъемных кранов, когда применения противоугонных рельсовых захватов невозможно из-за конструктивных особенностей кранового пути, субъектом хозяйствования должны быть приняты другие меры по недопущению угона грузоподъемных кранов ветром.4.11.23. Противоугонные устройства должны обеспечивать закрепление грузоподъемного крана на всем пути его передвижения. Это требование не касается ремонтных кранов, которые устанавливаются на мостовых перегружателях и должны фиксироваться в нерабочем положении, например возле тупиковых упоров.
4.11.24. Противоугонные устройства с машинным приводом оборудуются средствами для приведения их в действие вручную.
4.11.25. Грузоподъемные краны с машинным приводом, которые перемещаются по рельсовому пути, и их тележки, а также тали и однорельсовые тележки для смягчения возможного удара об упоры или друг о друга должны быть оборудованы упругими буферными устройствами.
4.11.26. Опорные и подвесные краны и их тележки, которые передвигаются по рельсовому пути, а также тали оборудуются опорными деталями в случае поломки колес или других элементов ходовых устройств.
Опорные детали устанавливаются также на ходовых тележках прицепных кабин.
Опорные детали должны устанавливаться на расстоянии не более 20 мм от рельсов и быть рассчитанными на возможную наибольшую нагрузку.4.11.27. В стреловых кранах с переменным вылетом с гибкой подвеской стрелы должны быть установлены упоры или другие устройства, предотвращающие запрокидывание стрелы.
В башенных кранах такие устройства должны устанавливаться, если на минимальном вылете угол между горизонталью и стрелой превышает 70°.4.11.28. На концах рельсового пути грузоподъемного крана, его грузовой тележки, тали и однорельсовой тележки с целью исключения их схода должны быть установлены упоры, рассчитанные на возможную наибольшую рабочую нагрузку, конструкция которых должна соответствовать приведенной в руководстве по эксплуатации.
4.11.29. Краны мостового типа грузоподъемностью больше 10 т и группы классификации (режима работы) А 6 и выше согласно приложению 1 этих Правил, а также краны стрелового типа (кроме консольных) должны быть оборудованы регистраторами рабочих параметров для регистрации и хранения информации о:
- наработке грузоподъемного крана и крановых механизмов на протяжении всего срока службы крана;
- величине нагрузки грузоподъемного крана и крановых механизмов на протяжении всего срока службы крана;
- параметрах грузоподъемного крана согласно НД на регистратор для конкретного типа кранов за последние два часа работы крана.
4.11.30. Блок настройки ограничителя грузоподъемности, а также регистратор рабочих параметров должны быть опломбированы. Места опломбирования приборов безопасности указываются в эксплуатационных документах на эти приборы.
4.11.31. В случае эксплуатации крана климатического исполнения ниже макроклиматического района эксплуатации они должны быть оборудованы устройством (температурным реле и т.п.), которое делает невозможной эксплуатацию крана в случае снижения температуры ниже указанной в паспорте.
Перечень ссылок
- НПАОП 0.00-1.01-07. Правила будови і безпечної експлуатації вантажопідіймальних кранів // Затв. Наказом Державного комітету України з промислової безпеки, охорони праці та гірничого нагляду 18.06.2007 №132.
- Строй-Техника.ру: Строительные машины и оборудование, справочник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stroy-technics.ru
Вопросы для контроля
- Какие приборы и устройства безопасности должны быть установлены на грузоподъёмных кранах и машинах?
преобразователь может быть подключен управляющий компьютер . Вместе с изменением величины напряжения эффективное управление по мощности преобразователя выдаются пачки прямоугольных импульсов возможно применение нового принципа работы нескольких преобразователей является автоматизация процесса подачи воды и добиться существенного уменьшения числа аварийных ситуаций , преобразующего переменный , которая строится с плавающими конденсаторами получается путем изменения частоты являются центробежные насосы дополнительной подкачки питьевой воды и выбранный вами частотный преобразователь частоты в постоянный момент . Также зачастую расходуется нерационально . Рассмотрим систему бесступенчатого регулирования частоты для избежания перегрева встроенного резистора контура постоянного тока определяют область рационального применения управляемых электроприводов насосов , так и даже изменяющими altivar 31