материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович

Развитием рассмотренной в предыдущем уроке стратегии обслуживания, ориентированного на надёжность, является стратегия обслуживания, основанная на оценке рисков (рисунок 8.1).

Градация стратегий ТОиР оборудования

Рисунок 8.1 — Градация стратегий ТОиР оборудования

Ключевой особенностью стратегии обслуживания, основанного на оценке рисков, является введение в рассмотрение ещё одного измерения — вероятности отказов оборудования (рисунок 8.2). Совместное рассмотрение степени ответственности оборудования (как в стратегии обслуживания, ориентированного на надёжность) и вероятности (частотности) выхода его из строя, которая может быть определена на основании имеющейся статистики отказов либо экспертным методом, позволяет выявить уровень риска, сопровождающего эксплуатацию оборудования. Уровень риска позволяет сбалансировать сроки и объёмы ТОиР оборудования, устанавливая приоритетность их выполнения, что в общем случае приводит к повышению надёжности и безопасности производственного комплекса, а также к снижению сопутствующих затрат (рисунок 8.3). [1]

Рабочее пространство стратегии обслуживания, основанного на оценке рисков

Рисунок 8.2 — Рабочее пространство стратегии обслуживания, основанного на оценке рисков

Преимущества стратегии обслуживания, основанного на оценке рисков

Рисунок 8.3 — Преимущества стратегии обслуживания, основанного на оценке рисков

По своей сути обслуживание, основанное на оценке рисков, близко к концепциям бережливого производства и может рассматриваться как способ оптимизации системы ТОиР оборудования предприятия. С этой точки зрения стратегия обслуживания, основанного на оценке рисков, направлена на борьбу со следующими видами потерь, имеющими место при ТОиР оборудования [2]:

  1. Непродуктивная работа — работа, не повышающая уровень надёжности оборудования.
  2. Задержки — ожидание оборудования для выполнения операций по ТОиР.
  3. Ненужные перемещения — излишние передвижения, походы за запасными частями и инструментом.
  4. Недостатки обеспечения — отсутсвие необходимого количества запасных частей в нужное время.
  5. Переделки — необходимость повторного выполнения операций по ТОиР вследствие недостаточно качественного выполнения.
  6. Нерациональное использование ресурсов — как результат недостаточного обеспечения необходимыми ресурсами или несоответсвующего уровня квалификации персонала.
  7. Неэффективное управление информацией — сбор данных, в которых отсутсвует необходимость, и отсутсвие нужных данных.
  8. Ошибки обслуживания — неправильное выполнение операций или применение стратегий ТОиР, а также осуществление ТОиР, необходимость в которых отсутствует.

Таким образом, основной задачей стратегии обслуживания, основанного на оценке рисков, является оптимизация процесса ТОиР за счёт выбора наиболее эффективных механизмов обеспечения безопасности и надёжности оборудования (снижения рисков) при условии минимизации сопутствующих затрат.

Перечень ссылок

  1. Risk Based Inspection // Maintenance Reliability. — http://wiroj.wordpress.com/category/risk-based-inspection/page/2/.
  2. Gerard Clarke, Gerry Mulryan, Padraig Liggan. Lean Maintenance — A Risk-Based Approach // Pharmaceutical Engineering. — ISPE, 2010. — №5 (30).