материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович
Развитием рассмотренной в предыдущем уроке стратегии обслуживания, ориентированного на надёжность, является стратегия обслуживания, основанная на оценке рисков (рисунок 8.1).
Ключевой особенностью стратегии обслуживания, основанного на оценке рисков, является введение в рассмотрение ещё одного измерения – вероятности отказов оборудования (рисунок 8.2). Совместное рассмотрение степени ответственности оборудования (как в стратегии обслуживания, ориентированного на надёжность) и вероятности (частотности) выхода его из строя, которая может быть определена на основании имеющейся статистики отказов либо экспертным методом, позволяет выявить уровень риска, сопровождающего эксплуатацию оборудования. Уровень риска позволяет сбалансировать сроки и объёмы ТОиР оборудования, устанавливая приоритетность их выполнения, что в общем случае приводит к повышению надёжности и безопасности производственного комплекса, а также к снижению сопутствующих затрат (рисунок 8.3). [1]
По своей сути обслуживание, основанное на оценке рисков, близко к концепциям бережливого производства и может рассматриваться как способ оптимизации системы ТОиР оборудования предприятия. С этой точки зрения стратегия обслуживания, основанного на оценке рисков, направлена на борьбу со следующими видами потерь, имеющими место при ТОиР оборудования [2]:
- Непродуктивная работа – работа, не повышающая уровень надёжности оборудования.
- Задержки – ожидание оборудования для выполнения операций по ТОиР.
- Ненужные перемещения – излишние передвижения, походы за запасными частями и инструментом.
- Недостатки обеспечения – отсутсвие необходимого количества запасных частей в нужное время.
- Переделки – необходимость повторного выполнения операций по ТОиР вследствие недостаточно качественного выполнения.
- Нерациональное использование ресурсов – как результат недостаточного обеспечения необходимыми ресурсами или несоответсвующего уровня квалификации персонала.
- Неэффективное управление информацией – сбор данных, в которых отсутсвует необходимость, и отсутсвие нужных данных.
- Ошибки обслуживания – неправильное выполнение операций или применение стратегий ТОиР, а также осуществление ТОиР, необходимость в которых отсутствует.
Таким образом, основной задачей стратегии обслуживания, основанного на оценке рисков, является оптимизация процесса ТОиР за счёт выбора наиболее эффективных механизмов обеспечения безопасности и надёжности оборудования (снижения рисков) при условии минимизации сопутствующих затрат.
Перечень ссылок
- Risk Based Inspection // Maintenance Reliability. – http://wiroj.wordpress.com/category/risk-based-inspection/page/2/.
- Gerard Clarke, Gerry Mulryan, Padraig Liggan. Lean Maintenance – A Risk-Based Approach // Pharmaceutical Engineering. – ISPE, 2010. – №5 (30).