материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович

Бережливое производство (lean) – концепция менеджмента, основанная на неуклонном стремлении к устранению всех видов потерь. Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя. [1]

Отправная точка бережливого производства – ценность для потребителя.

Ценность – это полезность, присущая продукту с точки зрения потребителя. Ценность создается производителем в результате выполнения ряда последовательных действий.

Основой бережливого производства является процесс устранения потерь.

Потери – это любое действие, которое потребляет ресурсы, но не создает ценности для потребителя.

В соответствии с концепцией бережливого производства всю деятельность предприятия можно классифицировать так:

  • операции и процессы, добавляющие ценность для потребителя;
  • операции и процессы, не добавляющие ценности для потребителя.

Всё, что не добавляет ценности для потребителя, классифицируется как потери, и должно быть устранено.

Виды потерь:

  • перепроизводство;
  • ожидание;
  • ненужная транспортировка;
  • лишние этапы обработки;
  • лишние запасы;
  • ненужные перемещения;
  • выпуск дефектной продукции;
  • нереализованный творческий потенциал сотрудников.

Также зачастую добавляют ещё два источника потерь:

  • неравномерность выполнения работы;
  • перегрузка оборудования или операторов.

Последовательность внедрения принципов бережливого производства

  1. Определите, что создаёт ценность продукта с точки зрения конечного потребителя. В организации может выполняться множество действий, которые не важны для потребителя. Только в том случае, когда организация точно знает, что необходимо потребителю, она может определить, какие процессы ориентированы на предоставление потребителю ценности, а какие нет.
  2. Определите все необходимые действия в цепочке производства продукции и устраните потери. Для оптимизации работы и выявления потерь необходимо детально описать все действия от момента получения заказа, до поставки продукции потребителю. За счёт этого можно определить потенциальные возможности для улучшения процессов.
  3. Перестройте действия в цепочке производства таким образом, чтобы они представляли собой поток работ. Действия в процессах необходимо выстроить таким образом, чтобы между операциями не было ожиданий, простоев или иных потерь. Это может потребовать перепроектирования процессов или применения новых технологий. Все процессы должны состоять из действий, добавляющих ценность продукту.
  4. Делайте только то, что необходимо конечному потребителю. Организация должна выпускать только ту продукцию, и в таком количестве, которое необходимо конечному потребителю.
  5. Стремитесь к совершенству за счёт постоянного сокращения ненужных действий. Реализация системы бережливого производства не может являться разовым мероприятием. Взявшись за внедрение этой системы, необходимо постоянно совершенствовать работу путём поиска и устранения потерь. [2]

Перечень ссылок

  1. Бережливое производство // Википедия. – http://ru.wikipedia.org/wiki/Бережливое производство.
  2. Бережливое производство // Менеджмент качества. – http://www.kpms.ru/General_info/Lean_Production.htm.
0 0 vote
Article Rating