Ассоциация EAM
Ассоциация эффективного управления производственными активами

32. Бережливое производство

материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович

Бережливое производство (lean) – концепция менеджмента, основанная на неуклонном стремлении к устранению всех видов потерь. Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя. [1]

Отправная точка бережливого производства – ценность для потребителя.

Ценность – это полезность, присущая продукту с точки зрения потребителя. Ценность создается производителем в результате выполнения ряда последовательных действий.

Основой бережливого производства является процесс устранения потерь.

Потери – это любое действие, которое потребляет ресурсы, но не создает ценности для потребителя.

В соответствии с концепцией бережливого производства всю деятельность предприятия можно классифицировать так:

  • операции и процессы, добавляющие ценность для потребителя;
  • операции и процессы, не добавляющие ценности для потребителя.

Всё, что не добавляет ценности для потребителя, классифицируется как потери, и должно быть устранено.

Виды потерь:

  • перепроизводство;
  • ожидание;
  • ненужная транспортировка;
  • лишние этапы обработки;
  • лишние запасы;
  • ненужные перемещения;
  • выпуск дефектной продукции;
  • нереализованный творческий потенциал сотрудников.

Также зачастую добавляют ещё два источника потерь:

  • неравномерность выполнения работы;
  • перегрузка оборудования или операторов.

Последовательность внедрения принципов бережливого производства

  1. Определите, что создаёт ценность продукта с точки зрения конечного потребителя. В организации может выполняться множество действий, которые не важны для потребителя. Только в том случае, когда организация точно знает, что необходимо потребителю, она может определить, какие процессы ориентированы на предоставление потребителю ценности, а какие нет.
  2. Определите все необходимые действия в цепочке производства продукции и устраните потери. Для оптимизации работы и выявления потерь необходимо детально описать все действия от момента получения заказа, до поставки продукции потребителю. За счёт этого можно определить потенциальные возможности для улучшения процессов.
  3. Перестройте действия в цепочке производства таким образом, чтобы они представляли собой поток работ. Действия в процессах необходимо выстроить таким образом, чтобы между операциями не было ожиданий, простоев или иных потерь. Это может потребовать перепроектирования процессов или применения новых технологий. Все процессы должны состоять из действий, добавляющих ценность продукту.
  4. Делайте только то, что необходимо конечному потребителю. Организация должна выпускать только ту продукцию, и в таком количестве, которое необходимо конечному потребителю.
  5. Стремитесь к совершенству за счёт постоянного сокращения ненужных действий. Реализация системы бережливого производства не может являться разовым мероприятием. Взявшись за внедрение этой системы, необходимо постоянно совершенствовать работу путём поиска и устранения потерь. [2]

Перечень ссылок

  1. Бережливое производство // Википедия. – http://ru.wikipedia.org/wiki/Бережливое производство.
  2. Бережливое производство // Менеджмент качества. – http://www.kpms.ru/General_info/Lean_Production.htm.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Аналогичные записи
  • 33. Кайдзен материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович Кайдзен – философия и подход к улучшению всех сфер деятельности организации, система, направленная на непрерывное совершенствование методов работы, личной эффективности, процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни. [...]
  • 31. TPM материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович TPM (Total Productive Maintenance) – система общепроизводственного обслуживания оборудования, направленная на обеспечение создания добавочной стоимости путём [1]: стремления к самым высоким показателям эффективности работы оборудования; формирования системы производственного технического обслуживания для всего жизненного цикла оборудования; развёртывания общепроизводственного обслуживания оборудования в службах планирования, разработки нового оборудования, главного инженера, в производственных подразделениях [...]
  • 30. 5S материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович 5S – это система организации и рационализации рабочего места, целью которой является создание оптимальных условий выполнения операций для повышения качества продуктов труда, экономии времени, энергии и других ресурсов. Основы системы были разработаны в послевоенной Японии как результат необходимости строгой экономии ресурсов. Шаги по внедрению системы 5S Seiri – сортировка. На [...]
  • 29. Автоматизация учёта и анализа аварий материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович При решении комплекса задач по расследованию, учёту и анализу аварий часто нерешённой остаётся главная задача. Речь идёт о полноценном и эффективном использовании полученной в ходе расследования информации. Широко распространены случаи повторного возникновения аварий, повреждений деталей и узлов оборудования. Затруднена оценка эффективности разработанных противоаварийных мероприятий, принятых технических и организационных решений, а [...]
  • 28. Анализ аварий материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович Формальное представление результатов расследования аварий в виде соответствующих актов предоставляет возможность для проведения многофакторного статистического анализа данных. Полученная информация может быть использована при решении ряда технических и технологических задач, вопросов оптимизации материально-технического обеспечения, управления персоналом, развития ремонтной службы. В общем случае целесообразным видится выполнение таких видов анализа: причинно-факторный, который заключается [...]

Поддержите нас

Подписка

Рубрики