Ассоциация EAM
Ассоциация эффективного управления производственными активами

33. Кайдзен

материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович

Кайдзен – философия и подход к улучшению всех сфер деятельности организации, система, направленная на непрерывное совершенствование методов работы, личной эффективности, процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни. [1]

Улучшая стандартизованные действия и процессы, цель кайдзен – производство без потерь (бережливое производство).

Философия кайдзен предполагает, что жизнь в целом (трудовая, общественная и частная) должна быть ориентирована на постоянное улучшение.

Основной фокус внимания система кайдзен направляет на “качество” персонала, потому что именно от персонала зависит качество выпускаемой продукции и услуг. Эта система вовлекает в процесс улучшения каждого работника – от руководителя самого верхнего звена, до рядового сотрудника.

Каждый сотрудник организации предлагает небольшие улучшения на регулярной основе. Предложения делаются не эпизодически в течении месяца или года, а постоянно. В большинстве своём они не носят глобального характера, а являются незначительными усовершенствованиями. В этом и заключается суть системы кайдзен – большое количество малых, незначительных улучшений приводит к существенному улучшению качества (синергетический эффект).

Предложения по улучшению, которые вносят сотрудники, могут не ограничиваться конкретной областью их занятости, например, производством или маркетингом. Кайдзен основан на внесении изменений везде, где только можно добиться улучшений. [2]

Элементы кайдзен

В основе системы кайдзен находятся 5 ключевых элементов, условия для реализации которых необходимо создать:

  1. Командная работа. Все сотрудники должны работать как одна команда для достижения общей цели и желаемого улучшения в работе. Сотрудникам всех уровней необходимо делать всё возможное для блага своих коллег и компании. Работа в команде предполагает постоянный обмен информацией, взаимное обучение, своевременное выполнение обязанностей и прочее.
  2. Персональная дисциплина. Дисциплина имеет первостепенное значение для достижения успеха. Кайдзен требует, чтобы каждый сотрудник повышал свою самодисциплину во всех аспектах труда – в управлении своим временем, качеством исполнения работы, соблюдении требований и регламентов, расходовании материальных и финансовых ресурсов и так далее.
  3. Моральное состояние. Независимо от того, удаётся компании добиться успеха в реализации изменений или нет, персонал должен стремиться сохранить высокий моральный дух. Высшее руководство должно внедрить в практику работы различные мотивационные инструменты, такие как хорошие условия труда, учёт заслуг, система поощрений и вознаграждений, оплачиваемый отпуск, пособия, оплата медицинских услуг, предоставление работникам кредитов и прочее.
  4. Кружки качества. Это один из принципиальных элементов системы кайдзен. В организации необходимо организовать работу кружков качества. В состав этих кружков должны входить работники разного уровня. В кружках качества сотрудники имеют возможность обмениваться идеями, навыками, технологиями и другими важными для совместной работы ресурсами. Обмен информацией и взаимодействие в рамках кружков качества позволяет сотрудникам оценивать эффективность своей работы на основе сравнения с работой других, и тем самым пытаться улучшить свою деятельность.
  5. Предложения по улучшению. Необходимо дать сотрудникам возможность свободно предлагать улучшения независимо от ранга, занимаемого в системе управления. Предложения сотрудников могут быть любыми, даже абсурдными, и все они должны быть учтены и рассмотрены.

Прнципы кайдзен

Элементы кайдзен более детально раскрываются в следующих принципах:

  1. Фокус на клиентах – для компании, использующей кайдзен, более всего важно, чтобы их продукция (услуги) удовлетворяли потребности клиентов.
  2. Непрерывные изменения – непрерывные малые изменения во всех сферах организации (снабжения, производства, сбыта, личностных взаимоотношений и так далее).
  3. Открытое признание проблем – все проблемы открыто выносятся на обсуждение.
  4. Пропаганда открытости – минимизация обособленности между отделами и рабочими местами.
  5. Создание рабочих команд – каждый работник становится членом рабочей команды и соответствующего кружка качества.
  6. Управление проектами при помощи межфункциональных команд – ни одна команда не будет работать эффективно, если она действует только в одной функциональной группе.
  7. Формирование “поддерживающих взаимоотношений” – для организации важны не только и не столько финансовые результаты, сколько вовлечённость работников в её деятельность и хорошие взаимоотношения в коллективе, поскольку это неизбежно приведёт организацию к высоким результатам.
  8. Развитие по горизонтали – личный опыт должен становиться достоянием всего предприятия.
  9. Развитие самодисциплины – умение контролировать себя и уважать как самого себя, так и других работников и предприятие в целом.
  10. Самосовершенствование – формирование привычки самостоятельного определения круга задач и ответственности, а также начала работы с решения собственных задач.
  11. Информирование каждого сотрудника – весь персонал полностью информируется о предприятии.
  12. Делегирование полномочий – передача определённого объёма полномочий каждому сотруднику благодаря обучению многим специальностям, владению широкими навыками, умениями и прочим.
  13. Планирование и анализ – сущность управления в начале работы с планирования и сравнении плана с результатом.
  14. Анализ происходящего на предприятии и действие на основе фактов, опираясь на достоверные данные.
  15. Устранение основной причины и предотвращение рецидивов за счёт решения проблемы, а не борьбы с её проявлениями.
  16. Изначальное встраивание качества в производственный процесс, поскольку проверка сама по себе не создает качества.
  17. Стандартизация как закрепление достигнутого успеха.

Перечень ссылок

  1. Кайдзен / Википедия. – http://ru.wikipedia.org/wiki/Кайдзен.
  2. Кайдзен / KPMS. – http://www.kpms.ru/General_info/Kaizen.htm.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Аналогичные записи
  • 32. Бережливое производство материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович Бережливое производство (lean) – концепция менеджмента, основанная на неуклонном стремлении к устранению всех видов потерь. Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя. [1] Отправная точка бережливого производства – ценность для потребителя. Ценность – это полезность, присущая продукту с точки зрения потребителя. Ценность [...]
  • 31. TPM материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович TPM (Total Productive Maintenance) – система общепроизводственного обслуживания оборудования, направленная на обеспечение создания добавочной стоимости путём [1]: стремления к самым высоким показателям эффективности работы оборудования; формирования системы производственного технического обслуживания для всего жизненного цикла оборудования; развёртывания общепроизводственного обслуживания оборудования в службах планирования, разработки нового оборудования, главного инженера, в производственных подразделениях [...]
  • 30. 5S материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович 5S – это система организации и рационализации рабочего места, целью которой является создание оптимальных условий выполнения операций для повышения качества продуктов труда, экономии времени, энергии и других ресурсов. Основы системы были разработаны в послевоенной Японии как результат необходимости строгой экономии ресурсов. Шаги по внедрению системы 5S Seiri – сортировка. На [...]
  • 29. Автоматизация учёта и анализа аварий материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович При решении комплекса задач по расследованию, учёту и анализу аварий часто нерешённой остаётся главная задача. Речь идёт о полноценном и эффективном использовании полученной в ходе расследования информации. Широко распространены случаи повторного возникновения аварий, повреждений деталей и узлов оборудования. Затруднена оценка эффективности разработанных противоаварийных мероприятий, принятых технических и организационных решений, а [...]
  • 28. Анализ аварий материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович Формальное представление результатов расследования аварий в виде соответствующих актов предоставляет возможность для проведения многофакторного статистического анализа данных. Полученная информация может быть использована при решении ряда технических и технологических задач, вопросов оптимизации материально-технического обеспечения, управления персоналом, развития ремонтной службы. В общем случае целесообразным видится выполнение таких видов анализа: причинно-факторный, который заключается [...]

Поддержите нас

Подписка

Рубрики

  
  Ключи и пин-коды
Steam: случайные, Minecraft, Xbox LIVE (Microsoft Points), Prepaid Debit Cards, Playstation Network, Counter-Strike, Ведьмак, Cities: Skylines, World of Warcraft, Fallout, Hearthstone: Heroes of Warcraft, Grand Theft Auto (GTA), ...
  Электронные книги
В помощь студенту, Контрольные работы, Физика, Математика, Музыка, ноты, тексты песен, Чертежи, Рукоделие, Химия, Дипломы, Аттестация работников, Фантастика, Английский язык, ...
  Цифровые товары
Аккаунты Origin, Аккаунты Uplay, Разное, Аккаунты Fortnite, Аккаунты GTA V, Аккаунты Minecraft, iTunes & App Store, Игровые аккаунты, Аккаунты Steam, Аккаунты Xbox, Sms-reg.com, Анонимные прокси, ...
  Программное обеспечение
Антивирусы, Разблокировка телефонов, Принтеры, Windows, Приватные читы, Спортивные, Программы для сотовых телефонов, Шифрование, Защита ПК, ОС и сетей, Базы данных, Office, Программы > MMORPG, ...
  
  Ключи и пин-коды
Steam: случайные, Minecraft, Xbox LIVE (Microsoft Points), Prepaid Debit Cards, Playstation Network, Counter-Strike, Ведьмак, Cities: Skylines, World of Warcraft, Fallout, Hearthstone: Heroes of Warcraft, Grand Theft Auto (GTA), ...
  Электронные книги
В помощь студенту, Контрольные работы, Физика, Математика, Музыка, ноты, тексты песен, Чертежи, Рукоделие, Химия, Дипломы, Аттестация работников, Фантастика, Английский язык, ...
  Цифровые товары
Аккаунты Origin, Аккаунты Uplay, Разное, Аккаунты Fortnite, Аккаунты GTA V, Аккаунты Minecraft, iTunes & App Store, Игровые аккаунты, Аккаунты Steam, Аккаунты Xbox, Sms-reg.com, Анонимные прокси, ...
  Программное обеспечение
Антивирусы, Разблокировка телефонов, Принтеры, Windows, Приватные читы, Спортивные, Программы для сотовых телефонов, Шифрование, Защита ПК, ОС и сетей, Базы данных, Office, Программы > MMORPG, ...