материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович

Кайдзен — философия и подход к улучшению всех сфер деятельности организации, система, направленная на непрерывное совершенствование методов работы, личной эффективности, процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни. [1]

Улучшая стандартизованные действия и процессы, цель кайдзен — производство без потерь (бережливое производство).

Философия кайдзен предполагает, что жизнь в целом (трудовая, общественная и частная) должна быть ориентирована на постоянное улучшение.

Основной фокус внимания система кайдзен направляет на «качество» персонала, потому что именно от персонала зависит качество выпускаемой продукции и услуг. Эта система вовлекает в процесс улучшения каждого работника — от руководителя самого верхнего звена, до рядового сотрудника.

Каждый сотрудник организации предлагает небольшие улучшения на регулярной основе. Предложения делаются не эпизодически в течении месяца или года, а постоянно. В большинстве своём они не носят глобального характера, а являются незначительными усовершенствованиями. В этом и заключается суть системы кайдзен — большое количество малых, незначительных улучшений приводит к существенному улучшению качества (синергетический эффект).

Предложения по улучшению, которые вносят сотрудники, могут не ограничиваться конкретной областью их занятости, например, производством или маркетингом. Кайдзен основан на внесении изменений везде, где только можно добиться улучшений. [2]

Элементы кайдзен

В основе системы кайдзен находятся 5 ключевых элементов, условия для реализации которых необходимо создать:

  1. Командная работа. Все сотрудники должны работать как одна команда для достижения общей цели и желаемого улучшения в работе. Сотрудникам всех уровней необходимо делать всё возможное для блага своих коллег и компании. Работа в команде предполагает постоянный обмен информацией, взаимное обучение, своевременное выполнение обязанностей и прочее.
  2. Персональная дисциплина. Дисциплина имеет первостепенное значение для достижения успеха. Кайдзен требует, чтобы каждый сотрудник повышал свою самодисциплину во всех аспектах труда — в управлении своим временем, качеством исполнения работы, соблюдении требований и регламентов, расходовании материальных и финансовых ресурсов и так далее.
  3. Моральное состояние. Независимо от того, удаётся компании добиться успеха в реализации изменений или нет, персонал должен стремиться сохранить высокий моральный дух. Высшее руководство должно внедрить в практику работы различные мотивационные инструменты, такие как хорошие условия труда, учёт заслуг, система поощрений и вознаграждений, оплачиваемый отпуск, пособия, оплата медицинских услуг, предоставление работникам кредитов и прочее.
  4. Кружки качества. Это один из принципиальных элементов системы кайдзен. В организации необходимо организовать работу кружков качества. В состав этих кружков должны входить работники разного уровня. В кружках качества сотрудники имеют возможность обмениваться идеями, навыками, технологиями и другими важными для совместной работы ресурсами. Обмен информацией и взаимодействие в рамках кружков качества позволяет сотрудникам оценивать эффективность своей работы на основе сравнения с работой других, и тем самым пытаться улучшить свою деятельность.
  5. Предложения по улучшению. Необходимо дать сотрудникам возможность свободно предлагать улучшения независимо от ранга, занимаемого в системе управления. Предложения сотрудников могут быть любыми, даже абсурдными, и все они должны быть учтены и рассмотрены.

Прнципы кайдзен

Элементы кайдзен более детально раскрываются в следующих принципах:

  1. Фокус на клиентах — для компании, использующей кайдзен, более всего важно, чтобы их продукция (услуги) удовлетворяли потребности клиентов.
  2. Непрерывные изменения — непрерывные малые изменения во всех сферах организации (снабжения, производства, сбыта, личностных взаимоотношений и так далее).
  3. Открытое признание проблем — все проблемы открыто выносятся на обсуждение.
  4. Пропаганда открытости — минимизация обособленности между отделами и рабочими местами.
  5. Создание рабочих команд — каждый работник становится членом рабочей команды и соответствующего кружка качества.
  6. Управление проектами при помощи межфункциональных команд — ни одна команда не будет работать эффективно, если она действует только в одной функциональной группе.
  7. Формирование «поддерживающих взаимоотношений» — для организации важны не только и не столько финансовые результаты, сколько вовлечённость работников в её деятельность и хорошие взаимоотношения в коллективе, поскольку это неизбежно приведёт организацию к высоким результатам.
  8. Развитие по горизонтали — личный опыт должен становиться достоянием всего предприятия.
  9. Развитие самодисциплины — умение контролировать себя и уважать как самого себя, так и других работников и предприятие в целом.
  10. Самосовершенствование — формирование привычки самостоятельного определения круга задач и ответственности, а также начала работы с решения собственных задач.
  11. Информирование каждого сотрудника — весь персонал полностью информируется о предприятии.
  12. Делегирование полномочий — передача определённого объёма полномочий каждому сотруднику благодаря обучению многим специальностям, владению широкими навыками, умениями и прочим.
  13. Планирование и анализ — сущность управления в начале работы с планирования и сравнении плана с результатом.
  14. Анализ происходящего на предприятии и действие на основе фактов, опираясь на достоверные данные.
  15. Устранение основной причины и предотвращение рецидивов за счёт решения проблемы, а не борьбы с её проявлениями.
  16. Изначальное встраивание качества в производственный процесс, поскольку проверка сама по себе не создает качества.
  17. Стандартизация как закрепление достигнутого успеха.

Перечень ссылок

  1. Кайдзен / Википедия. – http://ru.wikipedia.org/wiki/Кайдзен.
  2. Кайдзен / KPMS. – http://www.kpms.ru/General_info/Kaizen.htm.