Ассоциация EAM
Ассоциация эффективного управления производственными активами

21. Создание неснижаемого запаса запасных частей, материалов и оборудования

материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович

Задача создания неснижаемого запаса решается на острие борьбы встречных интересов ремонтной службы и финансового менеджмента предприятия. В предельном случае ремонтная служба стремится к обеспечению 100% и более запаса запасных частей, материалов и оборудования, в то время как финансовый менеджмент склоняет руководство к минимизации запасов вплоть до 0%.

Строго говоря, для установления лимитов средств, которые могут быть затрачены для формирования неснижаемого запаса, последний с чисто экономической точки зрения следует рассматривать как инвестиционный проект, направленный на обеспечение требуемого уровня готовности оборудования, который позволит выполнить заданную производственную программу с соблюдением условий безопасной эксплуатации оборудования. Однако в связи с тем, что структура и объёмы неснижаемого запаса могут значительно варьироваться в пределах обоснованного финансирования и, мало того, тем самым значительно влиять на достижение целевой функции, эта задача выходит за рамки только лишь экономики.

Таким образом условимся, что, помня о финансовых ограничениях, ниже будут рассмотрены организационные мероприятия, направленные на формирование оптимального неснижаемого запаса запасных частей, материалов и оборудования. При необходимости приведенная методика может быть итеративно использована по отношению к ранее сформированной выборке для достижения соответствия требуемых затрат установленным лимитам.

Несмотря на широкое применение, термин “неснижаемый запас” не всегда трактуется одинаково. В нашем случае под неснижаемым запасом будем понимать резерв запасных частей, материалов и оборудования, предназначенный для оперативного восстановления работоспособности оборудования в условиях невозможности своевременного удовлетворения потребностей ремонтной службы в соответствующих материально-технических ценностях в штатном порядке.

По характеру ситуаций, приводящих к использованию, неснижаемый запас включает:

  • оперативный запас, который расходуется в случае отсутствия необходимых материально-технических ценностей при проведении плановых технических обслуживаний и ремонтов (например, в результате срыва сроков изготовления или поставки запасных частей, материалов, оборудования);
  • аварийный запас, который расходуется в случае необходимости проведения внеплановых (аварийных) ремонтов (при отсутствии прочих источников своевременного материально-технического обеспечения).

При формировании оперативного запаса определяющей является частота замены изделия. Для аварийного запаса более существенное значение имеет степень ответственности оборудования, функционирование которого обеспечивается изделием. Это обуславливает необходимость применения различных подходов при формировании номенклатуры изделий, подлежащих включению в неснижаемый запас.

Количество изделий по каждой позиции, включаемой в неснижаемый запас, в наибольшей степени детерминируется длительностью периода удовлетворения потребности в изделии коммерческими службами (от момента заказа до поставки на склад заказчика).

Следует уточнить, что формирование неснижаемого запаса по изделиям, подлежащим принудительным заменам, обусловленным повышенными требованиями к безопасности эксплуатации оборудования, рассматриваться не будет и должно осуществляться в строгом соответствии c регламентирующими нормативными актами.

Список литературы

  1. Сидоров А.В. Запас, который не подведёт: методика формирования неснижаемого запаса // Консалтинговый проект “EAM”. – https://eam.su/zapas-kotoryj-ne-podvedyot-metodika-formirovaniya-nesnizhaemogo-zapasa.html.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Аналогичные записи
  • 33. Кайдзен материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович Кайдзен – философия и подход к улучшению всех сфер деятельности организации, система, направленная на непрерывное совершенствование методов работы, личной эффективности, процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни. [...]
  • 32. Бережливое производство материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович Бережливое производство (lean) – концепция менеджмента, основанная на неуклонном стремлении к устранению всех видов потерь. Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя. [1] Отправная точка бережливого производства – ценность для потребителя. Ценность – это полезность, присущая продукту с точки зрения потребителя. Ценность [...]
  • 31. TPM материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович TPM (Total Productive Maintenance) – система общепроизводственного обслуживания оборудования, направленная на обеспечение создания добавочной стоимости путём [1]: стремления к самым высоким показателям эффективности работы оборудования; формирования системы производственного технического обслуживания для всего жизненного цикла оборудования; развёртывания общепроизводственного обслуживания оборудования в службах планирования, разработки нового оборудования, главного инженера, в производственных подразделениях [...]
  • 30. 5S материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович 5S – это система организации и рационализации рабочего места, целью которой является создание оптимальных условий выполнения операций для повышения качества продуктов труда, экономии времени, энергии и других ресурсов. Основы системы были разработаны в послевоенной Японии как результат необходимости строгой экономии ресурсов. Шаги по внедрению системы 5S Seiri – сортировка. На [...]
  • 29. Автоматизация учёта и анализа аварий материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович При решении комплекса задач по расследованию, учёту и анализу аварий часто нерешённой остаётся главная задача. Речь идёт о полноценном и эффективном использовании полученной в ходе расследования информации. Широко распространены случаи повторного возникновения аварий, повреждений деталей и узлов оборудования. Затруднена оценка эффективности разработанных противоаварийных мероприятий, принятых технических и организационных решений, а [...]

Поддержите нас

Подписка

Рубрики