Козловой кран грузоподъёмностью 11,1 т с грейфером, пролёт – 20 м, с тяжёлым режимом работы. Изготовлен в 1978 году, введен в эксплуатацию в 1979 году на складе сыпучих материалов.

В сентябре 2009 года при погрузке глины в думкар машинист козлового крана услышала звонкий стук металла. При этом произошёл занос крана относительно продольной оси и оси подкранового пути на 1,5 метра. Кран был остановлен, о случившемся сообщено мастеру. При осмотре выявлен обрыв по сварному шву проушины кронштейна жесткой опоры (рисунок 1). Устранение аварии сопровождалось простоем крана в течение 33 часов. Благодаря наличию дополнительного грузоподъёмного оборудования на том же участке простоя основного технологического оборудования удалось избежать.

Обрыв проушины кронштейна жёсткой опоры козлового крана

Рисунок 1 – Обрыв проушины кронштейна жёсткой опоры козлового крана

При выяснении обстоятельств выхода из строя козлового крана выяснено:

  1. В марте-апреле 2006 года была осуществлена замена шарнирных опор козлового крана. Ремонтные работы были выполнены с отклонением от проекта, которое заключалось в использовании непредусмотренных чертежом прокладок (размером 400 × 60 × 5 мм), что привело к уменьшению катета сварного шва.
  2. В июле-августе 2008 года цехом была осуществлена частичная замена разрушенных полушпал наземного подкранового пути козлового крана.
  3. В марте 2009 года по результатам планового осмотра козлового крана специалистом отдела технического надзора было выдано предписание, одним из пунктов которого предписывалось во втором квартале 2009 года выполнить замену полушпал подкранового пути, пришедших в негодность.
  4. В уведомлении об устранении замечаний предписания руководитель ремонтной службы цеха сообщил, что замена будет производится по мере поступления полушпал в цех.
  5. В начале июня 2009 года по результатам плановой проверки государственным инспектором был наложен запрет на эксплуатацию козлового крана, одной из причин чего было превышение допуска предельного отклонения подкрановых рельсовых путей.
  6. В конце июня 2009 года по результатам внепланового осмотра козлового крана специалистом отдела технического надзора было выдано предписание, одним из пунктов которого предписывалось выполнить ремонт подкранового пути.
  7. В уведомлении об устранении замечаний предписания руководитель ремонтной службы цеха сообщил, что замена будет производится по мере поступления полушпал в цех.
  8. В июле 2009 года ходатайством предприятия было получено разрешение от руководства государственной инспекции на временную эксплуатацию козлового крана с отступлениями от требований НПАОП 0.00-1.01-07 сроком до января 2010 года.

Ежемесячные заявки в отдел снабжения на приобретение шпал деревянных пропитанных в 2008 году в связи с отсутствием финансирования не выполнялись, а в 2009 году цехом уже и не подавались, несмотря на то, что ремонт подкрановых путей был включен в план капитальных ремонтов на 2009 год.

Таким образом, причиной аварии является разрушение сварного шва крепления проушины кронштейна жёсткой опоры козлового крана, вследствие выполнения ремонтных работ по замене шарнирных соединений в 2006 году с отклонением от проекта, что привело к уменьшению катета сварного шва.

Основным техническим фактором, определившим возникновение и развитие аварии, является неудовлетворительное состояние наземных подкрановых рельсовых путей.

Виновный… впрочем, предоставлю Вам возможность поразмыслить над тем, кто же виноват в случившемся.

0 0 голос
Рейтинг статьи