Результаты анализа отказов оборудования являются наиболее целесообразным и актуальным основанием для формирования мероприятий по постоянному (непрерывному) улучшению, реализация которых обеспечивает эффективное решение вопроса профилактики отказов оборудования.

2.9 Постоянное улучшение

Целью постоянного улучшения системы менеджмента качества является увеличение возможности повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон. Действия по улучшению включают в себя:

a) анализ и оценку существующего положения для определений областей для улучшения;
b) установление целей улучшения;
c) поиск возможных решений для достижения целей;
d) оценивание и выбор решений;
e) выполнение выбранных решений;
f) измерение, проверку, анализ и оценку результатов выполнения для определения того, достигнуты ли цели;
g) оформление изменений.

Результаты анализируют с целью определения дальнейших возможностей для улучшения. Таким образом, улучшение является постоянным действием. Обратная связь с потребителями и другими заинтересованными сторонами, аудиты и анализ системы менеджмента могут также использоваться для определения возможностей улучшения.

ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

Согласно ГОСТ ISO 9000-2011 [1] в рамках мероприятий по улучшению различают предупреждающие действия, которые предпринимаются для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации, и корректирующие – направленные на устранение причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации. Иными словами, предупреждающее действие предпринимают для предотвращения возможности возникновения события, а корректирующее действие – для предотвращения его повторного возникновения.

Также следует отличать корректирующее действие от коррекции – такого действия, которое предпринимается для непосредственного устранения обнаруженного несоответствия, а не его причины. Так, в соответствии со структурой акта технического расследования, предложенной в [2] (см., например, здесь), действия по коррекции приводятся в поле 9 «Мероприятия по ликвидации последствий происшествия», а мероприятия по улучшению – в поле 13 «Корректирующие и предупреждающие мероприятия».

Совместный анализ происшествий предоставляет дополнительную информацию, которая может быть использована для формирования управленческих решений, в том числе в виде мероприятий по улучшению. Существуют различные подходы к определению оптимальных воздействий и выбору среди них тех, которые подлежат приоритетной реализации.

Рассмотрению возможностей применения кайдзен, теории ограничений систем и причинно-следственного анализа для решения задач указанного характера посвящены следующие три статьи настоящего цикла, посвященного управлению отказами оборудования.

Перечень ссылок

  1. ГОСТ ISO 9000-2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – М.: Стандартинформ, 2018. – 28 с.
  2. Сидоров А.В. Управление отказами оборудования: в 2 ч. Ч. I : Расследование и учет / А.В. Сидоров, В.А. Сидоров. – СПб.: ООО «ТОИР ПРО», 2019. – 128 с.
Материал предоставили СИДОРОВ Александр Владимирович, СИДОРОВ Владимир Анатольевич.

Больше информации по указанной теме можно найти в книге «Управление отказами оборудования», подготовленной под эгидой Ассоциации эффективного управления производственными активами (Ассоциации EAM). Первая часть издания доступна здесь, а вторая – здесь.