Ассоциация EAM
Ассоциация эффективного управления производственными активами

2.3.8. Прочее крановое оборудование

2.3.8.1. Кабина управления

Для размещения органов и осуществления непосредственного управления грузоподъёмным краном оборудуют кабины управления (рисунок 2.18). Конструкция кабины управления грузоподъёмным краном и место её установки должны обеспечить крановщику беспрепятственный обзор рабочей зоны крана с момента захвата груза до момента освобождения от него, а также гарантировать безопасную работу на кране. [2]

Рисунок 2.18 – Кабина управления

Рисунок 2.18 – Кабина управления

Требования к кабинам управления изложены в п. 4.13 Правил [1]:

4.13.1. Кабина управления (далее – кабина) или пост управления должны быть расположены в таком месте, чтобы машинист мог наблюдать за зацепкой груза, а также за грузозахватным органом и грузом на протяжении полного рабочего цикла. Исключение может быть допущено для башенных, самоходных стреловых с башенно-стреловым оборудованием, кабельных, специальных и портальных кранов.

4.13.2. Расположение кабины должно исключать удар об нее груза. Располагать механизмы крана непосредственно над кабиной не допускается.

4.13.3. Кабина двубалочного мостового и передвижного консольного кранов должна устанавливаться под балкой или галереей моста (консоли) и сообщаться с галереей средствами доступа.
В кранах мостового типа разрешается подвешивать кабину к раме грузовой тележки или использовать прицепные кабины. В этом случае выход из кабины на галерею моста осуществляется через настил тележки или по внешним огражденным средствам доступа.

4.13.4. Кабина кранов мостового типа подвешивается со стороны, противоположной той, на которой расположены главные троллеи.
Если троллеи недоступны для случайного прикосновения к ним из кабины, посадочной площадки или средств доступа, кабина может быть расположена со стороны троллеев.

4.13.5. Кабины грузоподъемных кранов выполняются закрытыми и открытыми. Кабины закрытого типа оборудуются сплошным ограждением со всех сторон и сплошным верхним перекрытием. Такими кабинами оборудуются краны, предназначенные для работы под открытым небом и в других неблагоприятных условиях (горячие цеха, химическое производство и т.п.).
Внутренние размеры кабины должны быть не менее: высота – 2 м, ширина – 0,9 м, длина – 1,3 м, а объем – не менее 3 м3.
В кабинах с невертикальной передней частью в сечении, которое проходит через центр сидения машиниста (определяющую точку кресла), разрешается уменьшение высоты до 1,6 м. Размеры кабин стреловых самоходных, башенных кранов и кранов для горячих цехов принимаются согласно требованиям НД.
В кабине грузоподъемного крана должен быть обеспечен свободный доступ к расположенному в ней оборудованию.
Высота открытой кабины мостовых однобалочных кранов, кранов стрелового типа, а также однорельсовых тележек, если предусмотрена работа только сидя, может быть уменьшена до 1,6 м.

4.13.6. Световые отверстия кабины делаются из безосколочного стекла.
В мостовых двубалочных и передвижных консольных кранах и однорельсовых тележках, установленных в помещении, разрешается оборудование сплошного ограждения открытой кабины на высоту не менее 1 м от пола.
В мостовых однобалочных кранах ограждение кабины, предназначенной для работы в сидячем положении, оборудуется на высоту 0,7 м.
В случае ограждения кабины на высоту до 1 м безосколочным стеклом необходимо дополнительное ограждение металлической решеткой.
В кабинах открытого типа грузоподъемных кранов, которые работают внутри помещения, верхнее перекрытие может не оборудоваться.

4.13.7. Если расстояние между задней стенкой кабины и предметами, относительно которых она перемещается, составляет менее 400 мм, открытые кабины мостовых и передвижных консольных кранов должны иметь сплошное ограждение с задней и боковых сторон на высоту не менее 1800 мм. В этом случае ограждение задней стороны кабины оборудуется на всю ширину, а боковых сторон – не менее чем на 400 мм по бокам, которые прилегают к задней стенке.

4.13.8. Остекление кабины оборудуется так, чтобы обеспечивалась возможность очистки стекла как изнутри, так и снаружи, или должны быть предусмотрены устройства для очистки стекла.
Нижнее стекло, на которое может стать машинист, защищается решеткой, способной выдержать массу машиниста.
В кабинах грузоподъемных кранов, которые работают под открытым небом, нужно устанавливать солнцезащитные щитки.

4.13.9. Двери для входа в кабину выполняются распашными или раздвижными и оборудуются с внутренней стороны засовом. В грузоподъемных кранах, которые работают вне помещения, двери должны, кроме того, замыкаться снаружи.
Распашные двери должны открываться внутрь кабины. В стреловых самоходных кранах, а также если перед входом в кабину есть тамбур или площадка с соответствующим ограждением, двери кабины могут открываться наружу.
Оборудование входа в кабину через люк в полу, как правило, не допускается. В случае входа в кабину через люк в полу последний должен быть оборудован выключателем безопасности, который отключает механизмы в случае открытия люка.

4.13.10. Пол в кабине грузоподъемного крана с электрическим приводом и однорельсовой тележкой должен иметь настил из неметаллических материалов, который исключает скольжение, и быть покрытым резиновым диэлектрическим ковриком. Разрешается резиновые коврики размером не менее 500 мм × 700 мм класть только в местах обслуживания электрооборудования.

4.13.11. Кабины оборудуются стационарным сиденьем для машиниста, устроенным и размещенным так, чтобы обеспечивалась возможность управлять грузоподъемным краном или машиной сидя и вести наблюдение за грузом. Должна быть предусмотрена возможность регулирования положения сиденья по высоте и в горизонтальной плоскости.
Разрешается сиденье машиниста с пультом управления или кабину в целом обустраивать как поворотные.

4.13.12. Кабины должны отвечать требованиям «Санитарных правил по устройству и оборудованию кабин управления кранов», утвержденных заместителем Министра здравоохранения СССР, Главным государственным санитарным врачом СССР от 08.12.74 № 1204-74.
Допустимый уровень шума и вибрации в кабине или на посту управления не должен превышать условно допустимых уровней согласно Санитарным нормам производственного шума, ультразвука и инфразвука ДСН 3.3.6.037-99, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Украины от 01.12.99 № 37, и Государственным санитарным нормам производственной общей и локальной вибрации ДСН 3.3.6.039-99, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Украины от 01.12.99 № 39, и действующим НД.
Параметры микроклимата в кабине или на посту управления должны отвечать требованиям Санитарных норм микроклимата производственных помещений ДСН 3.3.6.042-99, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Украины от 01.12.99 № 42.
Содержание химических веществ в воздухе кабины или на посту управления (в воздухе рабочей зоны машиниста крана) не должно превышать предельно допустимых концентраций согласно требованиям действующих НД.
Уровни напряженности электромагнитного поля в кабине или на посту управления не должны превышать предельно допустимых уровней согласно Государственным санитарным нормам и правилам при работе с источниками электромагнитных полей, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Украины от 18.12.2002 № 476, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 13.03.2003 под № 203/7524.
Уровни напряженности электростатического поля на поверхности материалов, которыми отделана кабина (стены, пол, панели управления и т.п.), и уровни напряженности электростатического поля в кабине должны отвечать «Санитарным правилам и нормам по применению полимерных материалов в строительстве. Гигиенические требования», утвержденным Министерством здравоохранения Украины от 12.08.91 (СанПин № 6027-А-91), и действующим НД.
Материалы, которые используются для отделки кабины (стены, пол, панели управления и т.п.), должны иметь разрешение Министерства здравоохранения Украины на применение.

4.13.13. Отопительные приборы в кабине устанавливаются изготовителем грузоподъемного крана и должны отвечать требованиям ПУЭЭПУ.

2.3.8.2. Противовес и балласт

Грузы, устанавливаемые на кране для повышения его устойчивости против опрокидывания, называют противовесом, если кран уравновешивается в рабочем состоянии, или балластом – если в нерабочем (рисунок 2.19).

Рисунок 2.19 – Обеспечение устойчивости крана

Рисунок 2.19 – Обеспечение устойчивости крана

Требования к противовесам и балластам изложены в п. 4.14 Правил [1]:

4.14.1. Составные части противовеса и балласта должны быть закреплены или вложены в кожух для исключения их падения и изменения установленной массы. В случае применения для противовеса или балласта мелкого искусственного груза он помещается в металлический ящик, что исключает попадание на него атмосферных осадков и потерю груза. Применять для противовеса или балласта песок, гравий и щебень не разрешается.
Балласт стационарных и не перемещающихся во время работы кранов допускается не закреплять при условии невозможности его смещения.
На кранах стрелового типа в качестве балласта и противовеса должны применяться инвентарные маркированные грузы, изготовление и укладка которых осуществляются по чертежам разработчика крана.

4.14.2. Передвижные противовесы должны перемещаться автоматически с изменением вылета или иметь видимый машинисту указатель положения противовеса в зависимости от вылета.

Перечень ссылок

  1. НПАОП 0.00-1.01-07. Правила будови і безпечної експлуатації вантажопідіймальних кранів // Затв. Наказом Державного комітету України з промислової безпеки, охорони праці та гірничого нагляду 18.06.2007 №132.
  2. Строй-Техника.ру: Строительные машины и оборудование, справочник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stroy-technics.ru

Вопросы для контроля

  1. В чём отличие между противовесом и балластом крана?
Материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Аналогичные записи
  • 2.4.3. Приборы и устройства безопасности К приборам и устройствам безопасности грузоподъёмных кранов и машин относят [2]: ограничители грузоподъёмности; ограничители пути движения (рабочих движений крана); ограничители перекоса металлоконструкции крана (применяют на специальных козловых кранах большой грузоподъёмности с большими пролетами); блок-контакты; противоугонные устройства; упоры и буферы; опорные детали; предохранительные щитки; устройства электробезопасности; [...]
  • 2.4.2. Гидропривод Основными преимуществами гидравлического привода по сравнению с электроприводом, которые обусловили его применение в грузоподъёмных машинах, являются: плавное бесступенчатое регулирование скорости движения рабочих органов машин; большая перегрузочная способность; меньшая масса и размеры, приходящиеся на единицу передаваемой мощности; малая инерционность привода; сравнительная простота осуществления автоматизации управления и защиты; высокая надежность и [...]
  • 2.4.1. Электрооборудование К электрооборудованию грузоподъёмных кранов и машин относятся [2]: крановые электродвигатели, предназначенные для преобразования электрической энергии в механическую с целью придания движения механизмам крана; пускорегулирующие резисторы, предназначенные для регулирования частоты вращения двигателя, уменьшения пускового тока до значения, безопасного для двигателя и сети, и увеличения вращающего пускового момента; контроллеры, предназначенные для включения и регулирования пусковых характеристик электродвигателей; [...]
  • 2.3.7. Металлоконструкции Металлоконструкция (рисунок 2.16) является основной частью грузоподъёмного крана, воспринимающей рабочие нагрузки, разрушение которой связано с тяжёлыми последствиями, поэтому в процессе эксплуатации крана их состоянию уделяется повышенное [...]
  • 2.3.6. Подкрановые пути Крановый путь (рисунок 2.15) – это конструкция, воспринимающая и передающая крановые нагрузки основанию на всём пути передвижения крана. Бывают наземные и надземные крановые [...]

Поддержите нас

Подписка

Рубрики