Рольганг предназначен для приёмки разогретых слитков, выдаваемых из методической нагревательной печи (МНП), и дальнейшей транспортировки для прокатки на листопрокатном стане. Включает две группы по 8 роликов в каждой. Ролики приводятся во вращение от двигателя с частотой вращения 730 об./мин. Передаточное отношение редукционной части — 6. Линейная скорость на рабочей поверхности ролика — 1,37 м/с.

09.08.2010 произошло заклинивание ролика №2 рольганга на выдаче МНП листопрокатного стана. При демонтаже ролика было обнаружено разрушение сепаратора подшипника с приводного конца (с внутренней стороны от ролика). После замены ролика и выполнения прокрутки стан был пущен в работу в течение 2 часов. Продолжительность замены обусловлена «скипанием» гаек и шпилек резьбовых соединений подушек роликов с холостой стороны.

При дальнейшей разборке подшипникового узла установлено наличие осповидного износа на беговых дорожках внутреннего и наружного колец разрушившегося подшипника №3532 (рисунок 1). Следы износа преимущественно расположены по внутренней стороне беговых дорожек (со стороны ролика рольганга), что свидетельствует о неравномерном нагружении по рядам. Смазка достаточная, с наличием мелкой фракции частиц износа.

Следы износа на беговых дорожках разрушившегося подшипника 1 Следы износа на беговых дорожках разрушившегося подшипника 2
Рисунок 1 — Следы износа на беговых дорожках разрушившегося подшипника

В ходе металлографических исследований материала разрушившегося подшипника установлено соответствие требованиям ДСТУ ГОСТ 520:2003 (по результатам химического анализа, твёрдости и микроструктуре). Указанное позволило исключить качество изготовления как возможную причину разрушения подшипника.

В процессе эксплуатации ролики рольганга на выдаче МНП испытывают ударные осевые нагрузки при приёмке слитков из печи, работают в условиях высоких температур, о чём свидетельствует история отказов, приведенная в таблице 1.

Таблица 1 — Анализ отказов рольганга на выдаче МНП листопрокатного стана «2300» (за предшествующие 5 лет)
Дата Описание
10.03.2010 Разрушение шпилек крепления паразитных шестерен между 1-ым и 2-ым, 7-ым и 8-ым роликами с заклиниванием зубчатого зацепления из-за сверхдопустимой выработки зубьев шестерен вследствие несоответствия твёрдости материала.
27.12.2009 Разрушение подшипника с приводной стороны 1-го ролика по левому ряду из-за отсутствия смазки вследствие неисправности системы её подачи.
20.04.2009 Нарушение целостности крепления паразитной шестерни из-за разрыва шпилек подушки паразитной шестерни вследствие ослабления крепления.
23-24.08.2008 Заклинивание ролика по левому ряду из-за потери жёсткости станин и механической системы рольганга в целом вследствие растяжения анкерных фундаментных болтов рамы.
02.11.2007 Заклинивание подшипника с приводной стороны 7-го ролика из-за отсутствия смазки вследствие неисправности питателей.
28.10.2007 Разрушение паразитных шестерней привода роликов рольганга из-за ослабления крепления подушек привода.
14.07.2007 Разрушение шпильки корпуса подшипникового узла паразитной шестерни раздаточного редуктора из-за попадания окалины в зубчатое зацепление.
21.02.2007 Выход из строя подшипника №3532 2-го ролика левого ряда с приводной стороны из-за ослабления посадочного места.
11.03.2006 Разрушение паразитной шестерни.

Сборка вышедшего из строя ролика осуществлялась силами ремонтной службы цеха. Дата установки — 13.05.2010. Дата последней ревизии — 27.06.2010. В течение этого периода МНП находилась в простое около двух месяцев, поэтому фактический срок службы подшипника составил около одного месяца, что позволяет исключить длительную эксплуатацию в условиях повышенных нагрузок как основную причину отказа.

Таким образом, причиной аварии является разрушение подшипникового узла вследствие неравномерного нагружения из-за некачественной сборки ролика.

Технические факторы, определившие возникновение и развитие аварии:

  • тяжёлые условия работы рольганга, заключающиеся в наличии ударных осевых нагрузок при выдаче слитков из МНП, работе в условиях повышенных температур из-за непосредственной близости рольганга к МНП;
  • отсутствие возможности осуществления качественной сборки роликов в условиях цеха.

Противоаварийные мероприятия:

  1. Провести обучение персонала ремонтной службы цеха, привлекаемого для сборки роликов.
  2. Создать в цехе специализированный участок по сборке роликов.