В ряде случаев отказы оборудования не происходят внезапно. Часто этому предшествует этап неустойчивой работы, сопровождающийся признаками (повышением температуры, вибрации и другими), которые при условии наличия достаточного уровня квалификации могут быть выявлены эксплуатационным персоналом. Успешность решения задачи восстановления исправности оборудования и недопущения аварийной ситуации при этом зависит от своевременности реагирования на указанные замечания представителей ремонтной службы. В предлагаемой статье описана авария, которая стала следствием отсутствия достаточного внимания со стороны ремонтного персонала к проблемам, выявленным при эксплуатации оборудования.

Железнодорожный кран ЕДК 500/2 предназначен для подъёма и перемещения грузов массой до 10 т. Кран находится в эксплуатации с 1977 года. Механизм поворота башни включает электропривод, усилие от которого передаётся через редуктор Ц2У-315Н и открытую коническую передачу.

При выполнении работ машинистом крана в течение смены отмечалось повышенное биение во время поворота кабины крана. После окончания работ был произвел осмотр узлов и механизмов, в результате которого выявлен излом двух зубьев шестерни открытой конической передачи механизма поворота башни (рисунок 1а).

Разрушение элементов механизма поворота башни крана (излом зубьев шестерни открытой конической передачи) Разрушение элементов механизма поворота башни крана (разрушение внутреннего кольца подшипника 7522М выходного вала редуктора)
Рисунок 1 – Разрушение элементов механизма поворота башни крана:
а) излом зубьев шестерни открытой конической передачи;
б) разрушение внутреннего кольца подшипника 7522М выходного вала редуктора

В ходе дальнейшего осмотра обнаружены многочисленные трещины на зубьях конического колеса, а после разборки редуктора – повышенный износ входной вал-шестерни и колеса выходного вала, а также разрушение внутреннего кольца подшипника 7522М выходного вала (рисунок 1б). Последнее явилось следствием разрушения зубьев шестерни открытой конической передачи.

По результатам металлографического исследования зубьев шестерни конической передачи установлено, что причина аварии связана с низкой прочностью материала зубьев в условиях циклических нагрузок из-за нарушений требований чертежа, а именно применения несоответствующей марки стали (углеродистой 35 вместо легированной 40ХН) и отсутствия термического упрочнения рабочей поверхности.

В течение последнего месяца эксплуатации в вахтенном журнале машинистом крана неоднократно выполнялись записи о наличии замечаний по работе механизма поворота башни. При плановом ремонте в этот период осуществлялась ревизия механизма, в ходе которой причины нестабильной работы установлены не были. Кран передан в эксплуатацию без устранения замечаний, которые продолжали регулярно фиксироваться.

Не умаляя вины завода-изготовителя конической передачи, следует отметить, что более скрупулёзное отношение к выполнению должностных обязанностей ремонтным персоналом позволило бы значительно сократить затраты на устранение неисправности, связанные со вторичными повреждениями редуктора механизма поворота башни, которые были вызваны работой в условиях повышенных динамических нагрузок. Поиск причин замечаний, возникающих при эксплуатации оборудования, – непосредственная задача ремонтной службы.