Управление отказами оборудования в вопросах и ответахВ настоящей заметке в удобном формате «вопрос-ответ» приведены краткие сведения об управлении отказами оборудования. Искренне надеюсь, что это позволит вам больше узнать о новом перспективном направлении в сфере управления производственными активами, чтобы впоследствии реализовать полученные знания на практике для достижения нового уровня эффективности и результативности в своей профессиональной деятельности.

 

  1. Что такое управление отказами оборудования?

Управление отказами оборудования – это процесс принятия, выполнения, контроля и совершенствования управленческих решений в сфере управления производственными активами, который включает выявление причин, учет и анализ, а также профилактику отказов оборудования с целью обеспечения устойчивого развития предприятия путем непрерывных улучшений.

  1. Как соотносятся управление отказами оборудования и управление производственными активами?

Как часть и целое. Отказы оборудования предлагается рассматривать как обратную связь в системе управления производственными активами, которая характеризует степень ее несовершенства. Таким образом, управление отказами оборудования является подсистемой управления производственными активами, основываясь и используя для практической реализации комплекс знаний таких дисциплин, как инженерная механика, механика разрушения твердых тел, теория трения и износа, теория надежности, техническая диагностика, технология конкретной области производства, операционный и производственный менеджмент, логистика, теория качества, промышленная психология, психология производственных отношений и ряда других.

  1. Какие основные принципы лежат в основе управления отказами оборудования?

а) главная цель управления отказами оборудования – устойчивое развитие предприятия, под которым подразумевается сохранение устойчивости (экономической, производственных показателей, надежности и так далее) промышленной системы в каждый конкретный момент времени с одновременным формированием и реализацией мероприятий по ее непрерывному развитию и совершенствованию, что обеспечивает наилучшую адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды (международных торговых отношений, внутреннего рынка, социума и так далее);

б) результаты тщательного и полного расследования происшествий (аварий, инцидентов, отклонений в работе оборудования), а также их совокупного анализа являются основанием для разработки мероприятий, направленных на обеспечение устойчивости промышленной системы (путем профилактики отказов оборудования) и на обеспечение ее развития (путем непрерывного совершенствования системы управления производственными активами);

в) повышение квалификации персонала, улучшение организационных основ деятельности, методического и материально-технического обеспечения системы управления производственными активами в комплексе позволяют обеспечить более качественное расследование, учет и анализ отказов оборудования, а также принятие на основе полученной в результате этого информации эффективных управленческих решений.

  1. Кто на предприятии является участником системы управления отказами оборудования?

В той или иной степени, в системе управления отказами оборудования задействован каждый работник промышленного предприятия, начиная с собственников и генерального директора и заканчивая операторами и разнорабочими. Однако в числе основных категорий участников системы управления отказами оборудования следует особо выделить:

а) руководителей – руководители технических служб (отдела главного механика, отдела главного энергетика, отдела технического надзора, отдела управления качеством и так далее); начальники цехов; главный инженер; технический директор; руководитель предприятия – лица, принимающие решения, для которых важно понять, как на основе информации об отказах оборудования организовать эффективное управление производственными активами;

б) специалистов – инженеры и специалисты технических служб предприятия (отдела главного механика, отдела главного энергетика, отдела технического надзора, отдела управления качеством и так далее) – лица, которые, с одной стороны, принимают непосредственное участие в расследовании отказов оборудования, а с другой стороны, выполняют их анализ с целью формирования предложений по управленческим решениям для руководства;

в) производственников – инженерно-технические работники производственных цехов предприятия (мастера и начальники производственных участков, механики и помощники по оборудованию, заместители начальника и начальники цехов) – лица, для которых важно разобраться в причинах отказов оборудования, чтобы на основе этой информации обеспечить повышение надежности его работы.

  1. Какие базовые бизнес-процессы лежат в основе управления отказами оборудования?

а) расследование происшествий – установление (выявление) обстоятельств и причин возникновения происшествий, включая технические, организационные и другие факторы;

б) учет происшествий – документальное фиксирование информации, полученной в ходе расследования происшествий, а также сделанных на ее основе выводов, в соответствии с процедурами, предусмотренными нормативными актами, техническими регламентами и корпоративными стандартами;

в) анализ происшествий – установление (выявление) общих закономерностей формирования и реализации происшествий на основе качественной и/или количественной совокупной обработки учтенной информации;

г) разработка, принятие, выполнение, контроль и оценка управленческих решений – выбор и реализация оптимальных корректирующих и предупреждающих мероприятий по улучшению, направленных на обеспечение устойчивого развития предприятия, а также на совершенствование системы управления отказами оборудования.

 

Если вы внимательно ознакомились с заметкой, то у вас наверняка возникли дополнительные вопросы, на которые я буду рад ответить в комментариях.

Кроме того, более подробно об этом новом перспективном направлении в сфере управления производственными активами можно узнать в книге «Управление отказами оборудования», подготовленной под эгидой Ассоциации эффективного управления производственными активами (Ассоциации EAM) авторами Сидоровым Александром Владимировичем и Сидоровым Владимиром Анатольевичем.

Первая часть издания доступна здесь.

Сидоров А.В., Сидоров В.А. Управление отказами оборудования. Часть I: Расследование и учет