Недостаточное финансирование ремонтной службы, обусловленное тяжёлым экономическим состоянием отечественной промышленности, приводит к нестабильному материально-техническому обеспечению технического обслуживания и ремонтов оборудования, что значительно усложняет решение вопросов управления производственными активами на предприятии. Повторная установка запасных частей бывших в употреблении требует усиленного контроля технического состояния оборудования. Невыполнение этого условия влечёт за собой повышение вероятности возникновения аварийных простоев.

Лебёдка конусов предназначена для маневрирования конусами загрузочного устройства доменной печи. Цепи ЦК-35 прикреплены к барабанам и наматываются на их цилиндрическую поверхность. К каждой цепи прикреплено по два каната, направленных к балансирам большого и малого конусов. Лебёдка снабжена механизмом предельного натяжения канатов.

Срабатывание сигнализации слабины канатов большого конуса привело к остановке системы загрузки доменной печи с переводом её на тихий ход. По результатам визуального осмотра был выявлен обрыв третьей оси с приводной стороны цепи ЦК-35 лебёдки конусов. После выпуска чугуна выполнена замена цепи на цепь бывшую в употреблении, после чего доменная печь была пущена в работу.

В ходе расследования аварии установлено, что элементы цепи имеют предельный механический износ (рисунок 1): при первоначальном диаметре 30 мм по результатам замеров эллиптичность отверстий звеньев составила 36,5 мм и более, износ тела оси — до 15 мм.

Внешний вид элементов разрушившейся цепи 1 Внешний вид элементов разрушившейся цепи 2
Рисунок 1 — Внешний вид элементов разрушившейся цепи

Цепь ЦК-35 была установлена из запасов запасных частей бывших в употреблении годом ранее для замены аналогичной цепи из-за разрушения звена. Ранее указанная цепь ЦК-35 отработала около пяти лет. Новая цепь в соответствии с заказом цеха своевременно поставлена не была.

Согласно показаниям тензодатчиков лебёдки конусов в течение последних суток отклонений в работе (перегрузов) зафиксировано не было.

Очевидно, что причиной аварии явился предельный механический износ элементов цепи, а техническими факторами, определившими возникновение и развитие аварии, стали:

  • отсутствие своевременной поставки цепи ЦК-35 согласно заказу цеха;
  • отсутствие должного контроля технического состояния установленной цепи бывшей в употреблении;
  • недостаточная эффективность визуального осмотра цепи, который проводился, для выявления степени её износа из-за обильной смазки.

Не отрицая факта отсутствия своевременного материально-технического обеспечения как основной причины аварии, следует отметить необходимость усиления контроля технического состояния оборудования в случае установки запасных частей бывших в употреблении. Это способно обеспечить упреждение возникновения аварийных ситуаций и принятия адекватных контрмер даже в условиях сложностей финансирования. При таком подходе решение о срочной закупке запасных частей в качестве альтернативы остановке оборудования становится всецело прерогативой руководства предприятия.