Недостаточное финансирование ремонтной службы, обусловленное тяжёлым экономическим состоянием отечественной промышленности, приводит к нестабильному материально-техническому обеспечению технического обслуживания и ремонтов оборудования, что значительно усложняет решение вопросов управления производственными активами на предприятии. Повторная установка запасных частей бывших в употреблении требует усиленного контроля технического состояния оборудования. Невыполнение этого условия влечёт за собой повышение вероятности возникновения аварийных простоев.
Лебёдка конусов предназначена для маневрирования конусами загрузочного устройства доменной печи. Цепи ЦК-35 прикреплены к барабанам и наматываются на их цилиндрическую поверхность. К каждой цепи прикреплено по два каната, направленных к балансирам большого и малого конусов. Лебёдка снабжена механизмом предельного натяжения канатов.
Срабатывание сигнализации слабины канатов большого конуса привело к остановке системы загрузки доменной печи с переводом её на тихий ход. По результатам визуального осмотра был выявлен обрыв третьей оси с приводной стороны цепи ЦК-35 лебёдки конусов. После выпуска чугуна выполнена замена цепи на цепь бывшую в употреблении, после чего доменная печь была пущена в работу.
В ходе расследования аварии установлено, что элементы цепи имеют предельный механический износ (рисунок 1): при первоначальном диаметре 30 мм по результатам замеров эллиптичность отверстий звеньев составила 36,5 мм и более, износ тела оси — до 15 мм.
Рисунок 1 — Внешний вид элементов разрушившейся цепи |
Цепь ЦК-35 была установлена из запасов запасных частей бывших в употреблении годом ранее для замены аналогичной цепи из-за разрушения звена. Ранее указанная цепь ЦК-35 отработала около пяти лет. Новая цепь в соответствии с заказом цеха своевременно поставлена не была.
Согласно показаниям тензодатчиков лебёдки конусов в течение последних суток отклонений в работе (перегрузов) зафиксировано не было.
Очевидно, что причиной аварии явился предельный механический износ элементов цепи, а техническими факторами, определившими возникновение и развитие аварии, стали:
- отсутствие своевременной поставки цепи ЦК-35 согласно заказу цеха;
- отсутствие должного контроля технического состояния установленной цепи бывшей в употреблении;
- недостаточная эффективность визуального осмотра цепи, который проводился, для выявления степени её износа из-за обильной смазки.
Пока нет комментариев