материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович
Под стратегией технического обслуживания и ремонтов (ТОиР) подразумевается обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путём координации и распределения соответствующих ресурсов предприятия [1]. По существу, стратегия ТОиР есть набор правил для принятия решений, которыми ремонтная служба (РС) предприятия руководствуется в своей деятельности по обеспечению работоспособности оборудования.
Краткая характеристика основных стратегий ТОиР приведена в таблице 2.1 [2].
Таблица 2.1 — Краткая характеристика основных стратегий ТОиР
Модель информационного обеспечения | Характер осуществляемых мероприятий | |
РЕАКТИВНЫЕ | ПРЕВЕНТИВНЫЕ | |
СТОХАСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ (на основе вероятностных, статистических показателей) |
I. Эксплуатация до отказа:* максимальное использование ресурса оборудования; + минимальные затраты на содержание РС; – отказы и затраты по ликвидации аварий велики и непредсказуемы. |
II. Планово-предупредительные ремонты (ППР):* фиксированная вероятность аварийных отказов; + наилучшее условия для планирования ТОиР; – значительные затраты на ТОиР из-за замены работоспособных узлов и деталей. |
ДЕТЕРМИНИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ (на основе сведений о фактическом техническом состоянии (ТС) оборудования) |
III. По ТС:* информационное обеспечение процесса принятия решений о ТОиР; + близкое к полному использование ресурса оборудования; – низкая эффективность при долгосрочном планировании ресурсов; |
IV. Проактивная:* активное упреждающее воздействие на ТС оборудования; + увеличение срока службы оборудования; + урациональный выбор времени, видов и объёмов ТОиР; |
+ минимальная вероятность аварийных отказов; – высокие требования к культуре труда и квалификации персонала. |
Под реактивными подразумеваются стратегии ТОиР, необходимость ремонтных воздействий в которых обуславливается наступлением некоторого критического в рамках этой стратегии события (отказа, достижения предельных величин регламентируемых параметров). Превентивные стратегии ТОиР направлены на предупреждение возникновения критического события и характеризуются возможностью осуществления предварительного планирования и подготовки ТОиР (заказ ремонтных бригад, материально-технического обеспечения) в противоположность реактивным стратегиям, когда необходимость проведения ТОиР, а, соответственно, и обеспечение их подготовки, до наступления критического события непредсказуемы.
Проактивная стратегия объединяет в себе достоинства превентивных ремонтных воздействий системы ППР и информационное обеспечение процесса принятия решений, характерное для ТОиР по ТС.
Теперь предлагаю Вам взглянуть на основные стратегии ТОиР с несколько необычного ракурса. В этом нам поможет известный специалист в сфере личного менеджмента Стивен Р. Кови, автор «Семи навыков высокоэффективных людей» — «самой влиятельной книги по бизнесу XX века» (по результатам опроса читателей «Журнала для руководителей»), которую я Вам искренне рекомендую.
Позволю себе привести известную таблицу распределения времени, позаимствованную у С. Кови (таблица 2.2).
Таблица 2.2 — Таблица распределения времени
СРОЧНО | НЕ СРОЧНО | |
НЕ ВАЖНО | Квадрант I:
|
Квадрант II:
|
ВАЖНО | Квадрант III:
|
Квадрант IV:
|
Для многих характерно пребывание в квадранте III (область кризисов, проблем, имеющих тенденцию к развитию и усугублению, несмотря на прилагаемые усилия и затрачиваемые средства). Единственная радость — побег в мир не важных и не срочных дел квадранта II. В итоге: постоянный стресс, работа на износ, ощущение нехватки времени и сил изменить ситуацию.
Другой типичный шаблон поведения — пребывание в срочном, но не важном квадранте I (зачастую уверены, что находятся в квадранте III): расход времени и энергии на срочные дела, но срочное — не обязательно важное (поскольку срочность в этом случае диктуется приоритетами и ожиданиями других людей). Неадекватная оценка профессиональных обязанностей. Результат: зависимость от моральной поддержки других, увольнение.
Стоит держаться подальше от квадрантов I и II, свести к минимуму деятельность в квадранте III, посвящая львиную долю времени квадранту IV. Квадрант IV — основа продуктивности. Сюда относится то, что должно быть сделано, но не делается (это ведь «не горит»!).
Не предлагая более никаких объяснений, я оставлю на Ваше усмотрение проведение аналогий между таблицами основных стратегий ТОиР и распределения времени, а также формирование соответствующих выводов.
Более подробно каждая из стратегий обсуждается в последующих уроках.
Перечень ссылок
- Бизнес-школа SRC: Глоссарий. — http://www.src-master.ru/glossary.php.
- Бобровицкий В.И., Сидоров А.В. Совершенствование системы ТОиР оборудования в условиях централизации ремонтной службы предприятия // Вибрация машин: измерение, снижение, защита. — Донецк: ДонНТУ, 2011. — №1 (24). — С. 23-28.
Пока нет комментариев