Ассоциация EAM
Ассоциация эффективного управления производственными активами

2.3.5. Ходовые колёса

Ходовые колёса (рисунок 2.14а) грузоподъёмных кранов и машин предназначены для обеспечения движения с минимальным усилием при перемещении кранов, а также их тележек.

Рисунок 2.14 – Ходовое колесо (а) и букса (б) грузоподъёмного крана

(а)

Рисунок 2.14 – Ходовое колесо (а) и букса (б) грузоподъёмного крана

(б)

Рисунок 2.14 – Ходовое колесо (а) и букса (б) грузоподъёмного крана

Требования к ходовым колёсам изложены в п. 4.4 Правил [1]:

4.4.1. Ходовые колеса грузоподъемных кранов и машин и их грузовых тележек должны быть двухребордными, а в случаях, предусмотренных пунктом 4.4.2 этих Правил, могут применяться колеса другой конструкции.

4.4.2. Одноребордные ходовые колеса могут применяться:

  • если ширина наземного пути грузоподъемных кранов не превышает 4 м и обе нити пути лежат на одном уровне;
  • если наземные грузоподъемные краны передвигаются каждой стороной по двум рельсам при условии, что расположение реборд колес на одном рельсе противоположно расположению реборд на другом;
  • в опорных и подвесных тележках кранов мостового типа;
  • в подвесных тележках и талях, которые передвигаются по однорельсовому пути;
  • в грузовых тележках башенных кранов.

Ходовые колеса башенных кранов на рельсовом ходу должны быть двухребордными независимо от ширины пути.
Применение безребордных ходовых колес разрешается при наличии устройств, делающих невозможным схождение колес с рельсов.
В одноребордных колесах опорных грузоподъемных кранов и опорных грузовых тележек ширина обода за вычетом реборды должна превышать ширину головки рельса не менее чем на 30 мм.

4.4.3. Ходовые колеса механизмов передвижения грузоподъемных кранов и машин и их грузовых тележек могут выполняться коваными, катанными, штампованными или литыми.
Ходовые колеса грузоподъемных кранов и машин с машинным приводом и их грузовых тележек изготавливаются из стали. Разрешается применять ходовые колеса, изготовленные из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом, а в грузоподъемных кранах и машинах с ручным приводом – из чугунного литья согласно требованиям пункта 5.4.4 этих Правил.
Кованые, штампованные и катанные колеса должны отвечать требованиям НД.
Геометрические размеры литых колес должны отвечать требованиям НД на кованые, штампованные и катанные колеса.

4.4.4. Ходовые колеса (колесные пары) железнодорожных кранов должны соответствовать требованиям действующих НД.

Предельные нормы браковки ходовых колёс кранов и тележек (условия замены) [1]:

  1. Трещины любых размеров.
  2. Износ поверхности реборды на величину 50% и более её первичной толщины.
  3. Износ поверхности качения, который уменьшает первичный диаметр колеса на 2%.
  4. Разность диаметров колёс, связанных между собой кинематически, больше 0,5% (для механизмов с центральным приводом).

Букса (рисунок 2.14б) – стальной или чугунный корпус, внутри которого размещены подшипник скольжения, вкладыш, смазочный материал и устройство для подачи смазочного материала к шейке оси, либо подшипник качения и смазочный материал. Букса является связующим звеном между колёсной парой и рамой крана. Она имеет направляющие, поводки, шпинтоны или жёстко соединяется с рамой крана для ограничения перемещения. Для предотвращения загрязнения смазки применяется уплотняющее устройство. Буксы бывают отъёмными и разъёмными. Применение отъёмных букс позволяет выкатывать при ремонте ходовые колёса вместе с подшипниками, что значительно облегчает работу.

Прежде чем приступить к ремонту ходовых колёс, необходимо выявить причины износа и устранить их. Наиболее частыми причинами износа поверхности качения ходового колеса является буксование в период пуска или скольжение при торможении (юз). Буксование колёс устраняется снижением пускового момента двигателя, а скольжение – снижением тормозного момента тормоза при его регулировке. Диаметры приводных колёс должны быть одинаковыми, иначе происходит забегание одной стороны крана и перекос моста. При забегании моста возникают значительные силы трения между ребордами колёс и рельсами крана, что приводит к преждевременному износу и даже может вызвать сход крана с рельс. Выработка реборд ходовых колёс объясняется неточностью укладки кранового пути наличием поперечного уклона и больших отклонений ширины колеи от номинальных размеров, а также непараллельностью осей колёс.

При сильном износе поверхности катания обод колеса целиком срезают. На это место напрессовывают и приваривают новый бандаж, после чего его обтачивают до требуемого диаметра. В качестве альтернативы применяется метод наплавки ходовых колёс. Ходовые колёса с трещинами заменяют новыми, заваривать разрешается лишь несквозные трещины. По необходимости производится замена подшипников. Осуществляется замена смазочного материала с периодичностью, регламентируемой эксплуатационной документацией.

Перечень ссылок

  1. НПАОП 0.00-1.01-07. Правила будови і безпечної експлуатації вантажопідіймальних кранів // Затв. Наказом Державного комітету України з промислової безпеки, охорони праці та гірничого нагляду 18.06.2007 №132.

Вопросы для контроля

  1. Каковы предельные нормы браковки ходовых колёс кранов и тележек?
Материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Аналогичные записи
  • 2.4.3. Приборы и устройства безопасности К приборам и устройствам безопасности грузоподъёмных кранов и машин относят [2]: ограничители грузоподъёмности; ограничители пути движения (рабочих движений крана); ограничители перекоса металлоконструкции крана (применяют на специальных козловых кранах большой грузоподъёмности с большими пролетами); блок-контакты; противоугонные устройства; упоры и буферы; опорные детали; предохранительные щитки; устройства электробезопасности; [...]
  • 2.4.2. Гидропривод Основными преимуществами гидравлического привода по сравнению с электроприводом, которые обусловили его применение в грузоподъёмных машинах, являются: плавное бесступенчатое регулирование скорости движения рабочих органов машин; большая перегрузочная способность; меньшая масса и размеры, приходящиеся на единицу передаваемой мощности; малая инерционность привода; сравнительная простота осуществления автоматизации управления и защиты; высокая надежность и [...]
  • 2.4.1. Электрооборудование К электрооборудованию грузоподъёмных кранов и машин относятся [2]: крановые электродвигатели, предназначенные для преобразования электрической энергии в механическую с целью придания движения механизмам крана; пускорегулирующие резисторы, предназначенные для регулирования частоты вращения двигателя, уменьшения пускового тока до значения, безопасного для двигателя и сети, и увеличения вращающего пускового момента; контроллеры, предназначенные для включения и регулирования пусковых характеристик электродвигателей; [...]
  • 2.3.8. Прочее крановое оборудование 2.3.8.1. Кабина управления Для размещения органов и осуществления непосредственного управления грузоподъёмным краном оборудуют кабины управления (рисунок 2.18). Конструкция кабины управления грузоподъёмным краном и место её установки должны обеспечить крановщику беспрепятственный обзор рабочей зоны крана с момента захвата груза до момента освобождения от него, а также гарантировать безопасную работу на кране. [...]
  • 2.3.7. Металлоконструкции Металлоконструкция (рисунок 2.16) является основной частью грузоподъёмного крана, воспринимающей рабочие нагрузки, разрушение которой связано с тяжёлыми последствиями, поэтому в процессе эксплуатации крана их состоянию уделяется повышенное [...]

Поддержите нас

Подписка

Рубрики