СДО: проработка концепцииЧто нужно, чтобы создать качественную систему дистанционного обучения? Очевидно, что простого перевода конспектов лекций в электронный вид, разработки тестовых заданий и даже создания ко всему этому мультимедийного сопровождения окажется недостаточно. Именно это чаще всего становится причиной разочарований при использовании современных интерактивных технологий. Попытки реализовать классическую академическую парадигму обучения в условиях виртуальной реальности неизбежно сталкиваются с их принципиальными взаимными отличиями и ограничениями.

Тем не менее, последние исследования в области педагогики, психологии, социологии и других смежных дисциплин указывают на безусловную эффективность указанных технологий, их преимущества по сравнению с классическими, особенно в современном динамично изменяющемся мире, который характеризуется повсеместной информатизацией, глобализацией, мобильностью.

Сегодня уже невозможно один раз, пускай даже предельно основательно, научить человека всему тому, что понадобится в его профессиональной деятельности. Сегодня требуется помимо базовых знаний обеспечить человека развитыми когнитивными навыками – навыками самостоятельного поиска и обработки информации, самообучения. Кроме того, в условиях атомизации общества, постмодернистских тенденций все более актуально обсуждается необходимость обучения работе в коллективе, личной и управленческой эффективности, психологической саморегуляции. Многие из указанных вопросов либо недостаточно реализуются, либо вовсе выносятся за скобки академического обучения.

Результатом этого становится процесс неуклонной деградации системы профессионального образования, нивелирования ценности дипломов, усложнения процесса организации образовательной деятельности и упрощения ее содержания. Нередко на первом рабочем месте выпускник слышит рекомендацию забыть все, чему его учили в вузе. Почему так происходит? Существующая система образования не удовлетворяет требованиям современности. Что делать? Искать альтернативы, исследовать и совершенствовать их эффективность.

Системы дистанционного обучения являются одной из таких перспективных альтернатив, но только при условии их аутентичной реализации, а не слепого переноса классической образовательной парадигмы на рельсы информационных технологий.

Поэтому здесь в общих чертах постараюсь охарактеризовать интерактивную систему дистанционного профессионального обучения (СДО), являющуюся одним из приоритетных проектов Ассоциации эффективного управления производственными активами (Ассоциации EAM), реализация которой запланирована на 2018 год.

Итак, прежде всего, СДО будет носить нелинейный характер, что позволит обучающимся самостоятельно выбирать модули, необходимые для повышения уровня своего профессионализма. Указанные модули будут включать совокупность теоретических материалов в различных форматах, причем упор будет делаться на максимально сжатое, схематичное, визуально ориентированное представление данных. При желании слушатель сможет воспользоваться отсылками к другим материалам, раскрывающим вопрос более подробно. Кроме того, важной составляющей модулей станут задания и кейсы – реальные практические ситуации, благодаря которым обучающийся сможет сопоставить собственные решения с решениями, принятыми в действительности, оценить их эффективность. Система промежуточного тестирования будет направлена не на оценку знаний, а на выявление тех областей, которым слушателю следует уделить больше внимания.

Завершением изучения модуля станет итоговая творческая работа, в выполнении которой будет стимулироваться совместная, коллективная деятельность. Эта работа будет носить не отвлеченный характер, а войдет в базу знаний СДО наряду с имеющимися компонентами. Оценят ее коллеги, проходящие обучение в рамках модуля в текущем и последующих периодах. Именно эта оценка отразится на профессиональном рейтинге обучающегося в СДО.

Таким образом, СДО позволит в игровой интерактивной форме приобретать как теоретические, так и практически ориентированные профессиональные знания, причем каждый слушатель вправе сам определить необходимую ширину и глубину обучения, исходя из собственных возможностей, пожеланий и интересов.

Взаимодействие в ходе изучения материалов с преподавателями и другими обучающимися в рамках чатов, форумов, видеоконференций, а также выполнения совместных заданий будут способствовать формированию профессиональных связей, доверительных цеховых отношений и карьерному росту.

Ориентация в оценке результативности обучения не на усвоенные знания, а на способность их практической реализации в рамках творческой работы наилучшим образом отразит современный компетентностный подход, повсеместно используемый HR-подразделениями при оценке кандидатов – вы сможете похвастаться не сомнительным сертификатом, а конкретным портфолио работ в профессиональной сфере.

В настоящее время мы осуществляем проработку механизма функционирования разрабатываемой СДО, поэтому особенно будем рады вашим предложениям и пожеланиям. Также если у вас возникнет желание принять участие в создании, наполнении или тестировании СДО, направляйте свои предварительные заявки на адрес электронной почты avsydorov@eam.su, через группы в социальных сетях FacebookВКонтакте, Одноклассники или посредством формы обратной связи на официальном сайте.