материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович

Что является показателем эффективности ремонтной службы (РС) предприятия? Зачастую для оценки деятельности этой структуры используются такие параметры как количество проведенных ремонтов, их продолжительность или трудозатраты. Такой подход является в корне неверным. Лучший механик не тот, который постоянно занят, а тот, техническое состояние оборудования которого позволяет ему исключить авральную работу.

Аварии промышленного оборудования приводят к прерыванию технологического процесса, что сопровождается неминуемыми материальными потерями, а также может являться причиной техногенных катастроф и гибели людей. Обеспечение безаварийной и безопасной работы оборудования с переходом от устранения следствий аварий к предупреждению причин является основной задачей РС предприятия.

Соответственно, и оценивать эффективность её деятельности следует не по внутренним параметрам, характеризующим скорее интенсивность занятости персонала, что может ещё совершенно ни о чём не свидетельствовать, а по внешним, указывающим на степень достижения поставленной цели. Речь идёт об уровне аварийности оборудования.

Для оценки аварийности оборудования могут быть выбраны технические (например, суммарное время простоев) или экономические (например, потери производства, стоимость ликвидации аварий) показатели. При этом в общем случае для предприятия целесообразно оценивать не абсолютные величины, а скорее динамику изменения выбранных параметров во времени.

С другой стороны, интерес может представлять сравнительный анализ взвешенных показателей аварийности (предположим, суммы потерь производства и стоимости ликвидации аварий за некоторый референтный период, отнесённой к затратам на РС) предприятий отрасли для выявления наиболее эффективных форм организации и методов совершенствования РС.

Оценка показателей аварийности может быть успешно использована как индикатор эффективности мероприятий по реформированию РС, для оценки внедряемых технических и технологических решений. На основе сравнения экономических потерь от аварий и средств, выделяемых на финансирование РС, могут быть установлены их оптимальные объёмы. То же справедливо и для оценки численности ремонтного персонала.

Другими словами, показатели аварийности открывают широкие возможности для анализа деятельности не только РС, но и предприятия в целом. Теперь взглянем на то, как обстоят дела по данному вопросу на практике.

Положения и системы, определяющие порядок расследования аварий на промышленных предприятиях, как правило, разрабатываются на основании “Порядка расследования и учёта несчастных случаев, профзаболеваний и аварий на производстве”, утверждённого постановлением Кабинета министров Украины №1112 от 25.08.2004г. Однако часто нерешённой остаётся главная задача. Речь идёт о полноценном и эффективном использовании полученной в ходе расследования информации, причём не столько для устранения, сколько для предотвращения последующих аварий на том же или однотипном оборудовании.

Значительные объёмы информации, представленные в виде актов расследования аварий, заполняют архивы, фактически не подвергаясь последующей обработке. В то же время широко распространены случаи повторного возникновения аварий, неисправностей деталей и узлов оборудования. Затруднена оценка эффективности разработанных противоаварийных мероприятий, принятых технических и организационных решений, а также оперативное использование имеющихся данных.

В условиях повсеместной автоматизации видится целесообразным применение соответствующих средств для учёта и анализа аварий. Тем не менее, в настоящее время подобных решений, которые бы удовлетворяли предъявляемым требованиям и получили достаточное распространение, нет.

Что представляет собой процесс расследования аварии? Расследование аварии подразумевает поэтапное решение следующей последовательности задач:

  1. Сбор фактической информации о происшествии и оперативных действиях персонала, визуальный осмотр места и объекта аварии.
  2. Изучение технологических и технических характеристик объекта аварии.
  3. Анализ истории объекта (аналогичных аварий, проведенных работ по техническому обслуживанию и ремонтам).
  4. Формирование рабочей гипотезы, проведение дополнительных исследований по необходимости (если дополнительные исследования опровергают гипотезу, выдвигается новая, достоверность которой подвергается проверке).
  5. Определение причин аварии, сопутствовавших ей технических факторов, виновных (развитие подтверждённой рабочей гипотезы).
  6. Разработка противоаварийных мероприятий.
  7. Мониторинг выполнения противоаварийных мероприятий.

Процесс расследования аварии имеет творческий характер и требует синергетического подхода, что явно не способствует появлению желанных средств автоматизации. Отдельные успехи, достигнутые благодаря применению экспертных систем, нейронных сетей и прочих разработок в области искусственного интеллекта, тем не менее, вряд ли позволят в ближайшее время достичь результатов, способных получить промышленное применение. Несмотря на это, формализации поддаётся результат расследования аварии, который обычно оформляется в виде соответствующего акта.

Формализация предоставляет возможность для проведения многофакторного статистического анализа данных. Полученная информация может быть использована при решении ряда технических и технологических вопросов, вопросов материального снабжения, управления персоналом, развития РС. Целесообразным видится выполнение таких видов анализа:

  • причинно-факторный, который заключается в выявлении характерных проблем предприятия (например, недостаточная квалификация эксплуатационного персонала, отсутствие стабильного и своевременного материально-технического обеспечения, несоответствие объёмов и периодичности ремонтов оборудования интенсивности его эксплуатации и прочие);
  • пространственный, целью которого является определение “уязвимых мест” как отдельных машин, так и агрегатов, комплекса оборудования предприятия в целом;
  • временной, который направлен на выявление сезонных закономерностей, цикличности аварийных ситуаций, тенденций и прогнозов их возникновения.

Результаты проведенного анализа являются основанием для разработки мероприятий, направленных не только и не столько на борьбу со следствиями аварий, но в большей степени на устранение их причин и предотвращение самой возможности повторения в дальнейшем.

Повышение эффективности РС предприятия путём снижения аварийности наиболее естественно может быть достигнуто посредством внедрения проактивной стратегии технического обслуживания и ремонтов, которая подразумевает предупредительные ремонтные воздействия, направленные на снижение скорости развития неисправностей, каковые назначаются на основе сведений о фактическом техническом состоянии оборудования.

По утверждению Стивена Кови, автора “Семи навыков высокоэффективных людей” – “самой влиятельной книги по бизнесу XX века” (по результатам опроса читателей “Журнала для руководителей”), быть проактивным, то есть не быть рабом обстоятельств, а самим творить свою судьбу, есть единственный способ достижения успеха.
Будьте хозяевами положения! Будьте лучшими механиками!