материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович
Исторически первой (как наименее требовательная к уровню организации и культуры труда) сложилась стратегия эксплуатации до отказа, которая подразумевает осуществление операций по техническому обслуживанию и ремонтам (ТОиР) оборудования по достижению критического состояния, которое, как правило, характеризуется невозможностью выполнения заданных функций, то есть утратой работоспособности.
К основным достоинствам данной стратегии ТОиР следует отнести наибольшую длительность межремонтного периода, соответствующую сроку службы оборудования, и минимальные затраты на содержание ремонтной службы, доминирующей функцией которой в этом случае становится восстановление работоспособности оборудования после выхода его из строя.
С другой стороны, отсутствие возможности планирования ресурсов (финансовых, временных, рабочей силы и прочих), необходимых для выполнения ТОиР, приводит к значительному увеличению продолжительности последних и к повышенным издержкам на ликвидацию аварий, в том числе к потерям производства. Создание складских запасов товарно-материальных ценностей, как правило, не является удовлетворительным решением, поскольку влечёт за собой снижение ликвидности предприятия. Объём таких запасов в ряде случаев (особенно в отраслях, где используется уникальное единичное оборудование) превышает экономически обоснованные пределы.
Несмотря на указанные недостатки, в случае недорого резервируемого, а также типового оборудования, отказ которого не оказывает критического влияния на технологический процесс, не представляет опасность для окружающей среды, здоровья и жизни человека, данная стратегия успешно применяется и поныне.
Возьмём, к примеру, привычную лампочку накаливания. Вряд ли кому-либо придёт в голову заменять её прежде, чем та выйдет из строя, привлекать специалистов для оценки фактического технического состояния, прогнозирования срока службы. Стратегия эксплуатации до отказа является наиболее рациональной и органичной для рассматриваемого примера. Безосновательно утверждать, что научно-технический прогресс полностью изжил из употребления эту стратегию. В ряде случаев она вполне оправдана и применима, однако всегда следует помнить и учитывать следующее.
Эксплуатация до отказа позволяет использовать ресурс оборудования в той мере, в которой он определяется деталью с наименьшим ресурсом. С этой точки зрения данную стратегию можно считать целесообразной только в том случае, когда наименьшим ресурсом, детерминирующим длительность эксплуатации оборудования, обладает ключевая деталь (такая, например, как нить накаливания в лампочке).
В то же время выход из строя детали как таковой зачастую представляет собой гораздо меньшую проблему, чем те последствия, к которым он приводит (или может привести). Разрушение подшипника может повлечь повреждение корпусных деталей, что потребует гораздо больших затрат на восстановление, чем своевременная замена самого подшипника (даже при условии частичного использования ресурса!).
Логичным выводом из сказанного является необходимость соотнесения затрат на замену оборудования, эксплуатируемого до отказа, в случае выхода его из строя (включая все сопутствующие издержки и потери) с альтернативными затратами при выборе другой стратегии ТОиР.
Частный случай с лампами накаливания — железная дорога. В части светофоров, оборудованных лампами накаливания, их (ламп) замена производится именно по сроку.
Все верно. Это зависит от степени критичности, ответственности оборудования и величины рисков, связанных с выходом его из строя. Указанный частный случай только подтверждает необходимость рационального подхода при выборе стратегии технического обслуживания и ремонтов оборудования.