Тщательное расследование аварий позволяет разработать мероприятия для предупреждения возникновения аналогичных ситуаций в дальнейшем. Недостаточно глубокий анализ причин выхода оборудования из строя, поверхностная оценка отказов приводят к повторным инцидентам. Рассмотренный в заметке пример доказывает необходимость внимательного исследования всех аспектов аварийных ситуаций.
Шаровая барабанная мельница (ШБМ) используется на участке приготовления пылеугольного топлива для доменных печей. Привод ШБМ включает цилиндрический одноступенчатый редуктор Ц-800, вариант исполнения 5А 092-0-05. Передаточное число 5,077, межосевое расстояние 800 мм, крутящий момент на тихоходном валу 40 кН×м.
При осмотре узлов редуктора Ц-800 в ходе рботы ШБМ был выявлен перегрев подшипника вал-шестерни. Оборудование участка было остановлено для установления причин перегрева. После открытия крышки редуктора обнаружена поломка зубьев вал-шестерни в районе корня зуба. В результате визуального осмотра мест повреждений выявлены пятна наклепа, что свидетельствует о наличии внутренних трещин, которые невозможно обнаружить при осмотре в период проведения работ по техническому обслуживанию редуктора.
По результатам металлографического исследования фрагментов зубьев установлено:
- фактическая твёрдость поверхности зубьев не соответствует проектной (по чертежу — 42-46,5 HRC, по факту — 23 HRC);
- поверхность зубьев частично обезуглерожена на глубину до 0,4 мм;
- микроструктура металла свидетельствует о том, что деталь подвергалась объёмной закалке и отпуску без упрочнения поверхности, что привело к её низкой контактной усталостной прочности;
- полученная при термообработке структура с трубоигольчатой ориентацией является структурой перегрева, обладает пониженными механическими характеристиками и высокой трещиночуствительностью.
Указанное позволило сделать вывод о том, что причиной аварии стали низкие эксплуатационные свойства материала вал-шестерни, обусловленные отсутствием поверхностного упрочнения и структурой перегрева материала. Виновный — завод-изготовитель.
По имеющимся чертежам в аварийном порядке, связанным с остановкой технологического процесса, в течение нескольких суток была изготовлена новая вал-шестерня. Сборка редуктора выявила несоответствие угла наклона зубьев в зубчатом зацепленнии вал-шестерни со смежным колесом. Указанное стало возможным как результат:
- выполнения заводом-изготовителем зубчатого зацепления с отклонением от проекта;
- отсутствия контроля фактического угла наклона зубьев зубчатого зацепления при изготовлении новой вал-шестерни.
В связи со значительными потерями производства, обусловленными простоем ШБМ, а также затратами на изготовление вал-шестерни, было принято решение о пуске оборудования в работу с отклонением угла наклона зубьев в зацеплении. Это привело к последующему интенсивному износу в зубчатом зацеплении, появлению трещин и частичному разрушению зубьев вал-шестерни, а также к работе подшипниковых узлов в условиях повышенных температур, для снижения неблагоприятного воздействия чего было предусмотрено их дополнительное охлаждение (обдув). Указанное позволило эксплуатировать оборудование в аварийном режиме до ближайшего капитального ремонта доменной печи, в рамках которого было выполнено восстановление работоспособности ШБМ, сопровождавшееся дополнительными объёмами ремонтных работ, вызванных эксплуатацией машины в нештатном режиме.
Недопущение возникновения подобных аварийных ситуаций в дальнейшем требует неукоснительного выполнения и внедрения в практику на постоянной основе следующих мероприятий:
- Обеспечить контроль твёрдости и геометрических параметров ответственных деталей оборудования на соответствие требованиям проекта при приёмке от поставщиков.
- Выполнять узловую замену смежно работающих деталей.
- В случае невозможности или нецелесообразности узловой замены деталей контролировать геометрические параметры смежных элементов оборудования, осуществлять контрольную сборку.
Пока нет комментариев