ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Сидоров В.А., Сидоров А.В. Комплексная система управления ремонтами
Дополнительные достоинства "АСУР 1.1"
УЧЕТ ВРЕМЕНИ РАБОТЫ
Ввод данных
ИСТОРИЯ
Ошибки при построении графиков истории машины
КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ
Правила назначения оценки состояния при ремонтах и смазке
ГРАФИК РАБОТ
Опредление даты последнего ремонта
Условные обозначения на графике ремонтов
Условные обозначения на графике смазки
Условные обозначения на графике диагностики
Особенности сохранения графика ремонтов в формате Microsoft Excel
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Работа с группами оборудования
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ПРОГРАММОЙ
Минимальные данные для ввода машины в систему
Постановка машины на учет
Система паролей в "АСУР 1.1"
Комплексная система управления ремонтами
Сидоров В.А., Сидоров А.В.
(Інженер. Студентський науково-технічний журнал. – Донецьк: Дон-НТУ, 2005. - №6. - 145 с. - с. 124-129)
На современном этапе одной из наиболее пагубных тенденций в развитии отечественных технологий управления ремонтным хозяйством является то, что в стороне от общих процессов эволюции менеджмента ремонтных служб оказываются относительно небольшие промышленные предприятия. Тем не менее, общемировая практика свидетельствует о том, что при внедрении новых подходов к организации управления небольшие предприятия с относительно простой, подвижной структурой имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с крупными. Адаптация новационных технологий, в частности, проходит гораздо проще и дает более существенный и быстрый эффект.
С целью устранения возникшего парадокса для относительно небольших промышленных предприятий предложен комплексный подход на базе активной стратегии ремонтов по состоянию, реализованный в рамках программного комплекса "АСУР 1.1" (рисунок 1).
Рисунок 1 – Общий вид программного комплекса "АСУР 1.1"
Качество функционирования ремонтной службы связано, прежде всего, с уровнем ее организации, которая характеризуется высокой степенью сложности связей и комплекса решаемых задач. Часто на предприятиях основное внимание уделяется технологическим подразделениям, в то время как ремонтная служба необоснованно выносится на задний план. В целом это ведет к снижению качества и эффективности производства.
Принятая в настоящее время на большинстве предприятий, стратегия планово-предупредительных ремонтов основана на обобщенных показателях и не учитывает индивидуальные особенности эксплуатируемых агрегатов, что приводит к недоиспользованию ресурса деталей и узлов и, как следствие, к увеличению объемов и затрат на ремонты. С целью устранения отмеченных выше недостатков необходимо изменение существующей системы технического обслуживания и ремонта.
Комплексный подход подразумевает не только систематический контроль технического состояния оборудования, но и определение наиболее оптимальных ремонтных воздействий с целью поддержания машин в работоспособном состоянии. На основе комплексного подхода к решению поставленной задачи, можно выделить ряд этапов.
Этап 1. Изучение существующей системы ремонтов.
Изучение существующей системы ремонтов позволяет определить конкретную предметную область предприятия, структуру и связи между элементами, особенности функционирования, а также учесть ошибки и трудности, возникшие ранее, с целью устранения их в разрабатываемой системе технического обслуживания и ремонта механического оборудования.
Этап 2. Определение фактического состояния оборудования.
Определение фактического состояния оборудования в рамках системы технического обслуживания и ремонта механического оборудования позволяет установить фактическое техническое состояние машин и механизмов, что дает возможность более обосновано назначить сроки осмотров и ремонтов оборудования.
Этап 3. Разработка и внедрение ремонтов по состоянию.
При этом следует выделить три основных направления реализации предлагаемой программы в рамках внедрения активной стратегии ремонтов по состоянию:
Внедрение разработанного комплекса мер на основе автоматизированной системы управления позволяет использовать новейшие достижения науки и техники для решения широкого спектра задач, с которым сталкивается ремонтная служба в процессе своего функционирования, что в конечном итоге приведет к существенному повышению эффективности ее работы.
Автоматизированная система управления ремонтами ("АСУР 1.1") предназначена для реализации комплексного подхода на базе активной стратегии ремонтов.
Система представляет собой Windows-приложение, состоящее из базы данных и управляющей оболочки, рассчитана для работы на локальном персональном компьютере. "АСУР 1.1" не требовательна к системным параметрам ЭВМ, а скорость работы определяется, в основном, объемом базы данных.
Программный комплекс системы технического обслуживания и ремонта механического оборудования подразумевает следующие основные логические компоненты (рисунок 2):
Рисунок 2 – Диаграмма потоков данных программного комплекса "АСУР 1.1"
Программное обеспечение "АСУР 1.1" имеет модульную структуру, реализованную следующими основными режимами:
Кроме того, в рамках программного комплекса реализована удобная навигация, простой дружелюбный интерфейс, а также ряд дополнительных и вспомогательных функций, главные из которых:
Особое внимание следует обратить на использованную в рамках программного комплекса уникальную адаптивную систему определения плановых осмотров оборудования, которые назначаются исходя из следующих ключевых правил:
На основе имеющихся данных о периодичности плановых осмотров и других видов контроля оборудования, а также заданного времени работы может быть составлен ориентировочный график работ ремонтной службы на любой интересующий временной период. Однако система оставляет за собой возможность динамического перерасчета этого графика в случае поступления новых входных данных.
Разработанная автоматизированная система управления ремонтами "АСУР 1.1" направлена на организацию всестороннего информационного обеспечения процесса назначения, подготовки и проведения ремонтов. В рамках программного комплекса решаются такие задачи как:
Выводы
Дополнительные достоинства "АСУР 1.1"
К дополнительным достоинствам программного комплекса "АСУР 1.1" можно отнести:
Учет времени, фактически отработанного агрегатами, в программном комплексе "АСУР 1.1" осуществляется в режиме "Учет времени работы".
Для ввода данных в столбце "Отработано, ч" для соответствующих машин укажите фактически отработанное время (в часах). Если учет отработанного времени для некоторого агрегата по какой-либо причине не требуется, оставьте в ячейке нулевое значение. Укажите начало и конец периода учета. Сохраните данные в динамической базе нажатием кнопки "Принять".
Внимание! Настоятельно не рекомендуется вводить данные об отработанном времени машины, по дате начала учетного периода и его продолжительности дублирующие уже имеющиеся в базе данных, а также устанавливать дату начала учетного периода, превышающую текущую. Это может привести к сбоям при построении графиков истории машины (см. раздел "Ошибки при построении графиков истории машины").
Ошибки при построении графиков истории машины
При построении графиков истории машины в случае некорректного ввода исходных данных могут появляться сообщения об ошибках. Ниже (таблица 1) приведены наиболее распространенные ошибки с указанием причины возникновения и рекомендуемых действий по их устранению.
Таблица 1 – Основные ошибки при построении графиков истории машины
Ошибка | Причина | Рекомендации |
Axis Minimum Value must be <= Maximum | Начальное значение оси времени превышает конечное. Имеет место в том случае, если при вводе данных о фактически отработанном времени машины дата начала учетного периода была установлена в значение, превышающее текущую дату системного таймера. | Ошибка может быть устранена одним из двух способов: 1. Изменить значение системного таймера таким образом, чтобы дата начала учетного периода проблемной записи оказалась меньше текущей. 2. В файле данных проблемной машины в разделе [WorkTime] изменить значение записи <номер записи>_Begin таким образом, чтобы оно стало меньше текщуго значения системного таймера. |
Floating point division by zero | Деление на ноль. Имеет место в том случае, если при учете фактически отработанного времени машины введена запись, по дате начала учетного периода и его продолжительности дублирующая уже имеющуюся в базе данных. | Ошибка может быть устранена изменением одного из полей (<номер записи>_Begin или <номер записи>_Long) любой из дублирующихся записей в разделе [WorkTime] проблемной машины. |
Опредление даты последнего ремонта
На начальных этапах внедрения программного комплекса в условиях неполной или ограниченной информации особое значение при формировании графика ремонтов имеет определение последнего ремонта. Следует знать, что назначение ремонта или осмотра в системе во многом зависит от даты предыдущего ремонта или осмотра.
В качестве даты последнего ремонта в программном комплексе "АСУР 1.1" принимается:
Примечание. Каждый следующий вариант назначения даты последнего ремонта принимается только в случае отсутствия данных, обеспечивающих предыдущий.
Условные обозначения на графике ремонтов
На графике ремонтов каждый ремонт шифруется по следующей схеме:
<порядковый номер ремонта>/<номер вида ремонта>. <условное обозначение ремонта> - <статус>
где <порядковый номер ремонта> - номер ремонта, однозначно идентифицирующий его в ремонтном цикле (под ремонтным циклом подразумевается структура технического обслуживания и ремонтов между двумя капитальными ремонтами);
<номер вида ремонта> - номер ремонта, однозначно идентифицирующий его вид из перечня на вкладке "ТОиР" раздела "Сведения об оборудовании" (верхний в списке ремонт имеет нулевой номер, остальные - по возрастанию);
<условное обозначение ремонта> - буквенное сокращение, принятое для обозначения данного вида ремонта;
<статус> - сведения о процессе выполнения ремонта ("" - будущий плановый ремонт, "в" - выполненный ремонт, "п" - просроченный ремонт).
Так, к примеру, 15 по счету просроченный текущий ремонт на графике может иметь обозначение 15/0. T - п
Условные обозначения на графике смазки
На графике смазки каждая смазочная операция шифруется порядковым номером точки смазки, в которой она должна быть проведена, и статусом (см. раздел "Условные обозначения на графике ремонтов"). В случае если на один день приходится сразу несколько смазочных операций, то все они указываются в порядке возрастания номеров точек смазки через символ '/'.
Так, к примеру, если в соответствии с графиком необходимо провести смазку в точках 1, 2 и 14, в точке 4 уже была проведена, а в 7 и 8 - просрочена, то условное обозначение примет вид 1 / 2 / 4 - в / 7 - п / 8 - п / 14.
Условные обозначения на графике диагностики
На графике диагностики каждая последняя назначенная диагностика обозначается буквой Д. Диагностика, назначенная системой по умолчанию на текущую дату, - Д/У.
Проведенные диагностики шифруются по следующей схеме:
Д/<вид диагностики> - <оценка состояния>
где <вид диагностики> - условное обозначение вида проведенной диагностики ("В" - вибрационная, "Т" - тепловая);
<оценка состояния> - буквенное обозначение ранговой оценки технического состояния ("х" - хорошее, "у" - удовлетворитльное, "п" - плохое, "а" - аварийное).
Так, к примеру, проведенная вибрационная диагностика, в результате которой техническое состояние агрегата было оценено как удовлетворительное, на графике обозначается как Д/В - у.
Особенности сохранения графика ремонтов в формате Microsoft Excel
В программном комплексе "АСУР 1.1" предусмотрена возможность сохранения графиков ремонтов в формате электронных таблиц Microsoft Excel, что осуществляется путем нажатия кнопки "Отчет" в режиме "График работ" (при установленном виде отбражаемого графика "график ремонтов").
Сохранение графика ремонтов в указанном формате имеет главной целью возможность дальнейшей его ручной обработки и последующее распространение на электронных и бумажных носителях.
Воизбежание проблем, связанных с данной операцией, следует помнить:
Правила назначения оценки состояния при ремонтах и смазке
Назначение оценки состояния при ремонтах и смазке имеет важное значение в программном комплексе "АСУР 1.1". Оценка состояния при ремонтах и смазке определяет изменится ли межосмотровый период контролируемого агрегата и если да, то в какую сторону (уменьшение/увеличение). В связи с этим при оценке состояния (выпадающий список "Оценка состояния" при выбранном "Виде контроля" "ТО и Р") рекомендуется следовать следующим правилам:
Примечание. В случае регистрации результатов диагностирования оценка состояния не имеет такого принципиального значения, как при учете ремонтов, поэтому может производится, исходя из субъективных предпочтений пользователя.
Работа с группами оборудования
Выпадающий список "Группы оборудования" предназначен для упрощения работы в режиме "Технологический контроль". Группа позволяет осуществить автоматический выбор ряда агрегатов однажды указанных при создании группы с целью последующей оценки их возможностей в указанный пользователем период.
Для добавления новой группы оборудования в список:
Примечание. Для упрощения идентификации рекомендуется давать группам оборудования уникальные имена.
В случае если при создании новой группы была допущена ошибка либо требуется внесение дополнительных изменений в уже существующую группу (в том числе ее удаление), корректировки осуществляются в файле установок Settings.ini. Для этого найдите в указанном файле раздел [TechnologyGroups], запись <номер записи>_Name соответствует наименованию группы, а записи <номер записи>_<номер агрегата> - отметкам в "Перечне агрегатов" (0 - запись не отмечена, 1 - запись отмечена). В случае удаления группы не забудьте уменьшить счетчик <Count> на 1, а также все номера всех последующих записей соответственно.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ПРОГРАММОЙ
Минимальные данные для ввода машины в систему
Под вводом машины в систему подразумеваются такие действия, которые приводят к формированию в базе данных dat-файла, соответствующего машине (файл хранится в папке "Data" под именем<инвентарный номер машины>.dat). После ввода машины возможно осуществить доступ ко всем остальным окнам программы, причем с этого момента введенная машина будет отображаться среди прочих введенных машин и к ней будут применимы все допустимые действия и операции.
Для первичного ввода машины в систему как минимум должно быть заполнено единственное обязательное поле вкладки "Наименование" окна "Сведения об оборудовании" (на форме отмечено символом '*') - Инвентарный номер, которое является уникальным идентификатором машины в системе (определяет имя файла данных).
Для адекватной работы программы рекомендуется заполнение следующих полей окна "Сведения об оборудовании":
Заполнение прочих полей окна "Сведения об оборудовании" носит вспомагательный характер и направлено на организацию всестороннего информационного обеспечения процесса назначения ремонтов.
Перед постановкой машины на учет убедитесь в наличии следующих сведений в статической базе данных (окно "Сведения об борудовании"):
Шаг 1. В окне "Контроль состояния" ввести сведения о последнем ремонте. Для этого в разделе "Вид контроля" выбрать "ТО и Р", поставить флажок на индикаторе "Проведен ремонт", в разворачивающемся списке выбрать последний проведенный ремонт (или аналогичный последнему проведенному). Укажите дату контроля. Оценку состояния установите в "удовлетворительное". Сохраните данные в динамическую базу нажатием кнопки "Добавить".
Шаг 2. В окне "Контроль состояния" ввести сведения о последних смазочных операциях по каждой точке. Для этого в разделе "Вид контроля" выбрать "ТО и Р", поставить флажок на индикаторе "Проведена смазка", в списке выбрать соответствующую точку смазки. Указать дату смазки. Оценку состояния установить в "удовлетворительное". Сохранить данные в динамическую базу нажатием кнопки "Добавить". Сведения о смазке должны быть внесены для каждой точки!
Шаг 3. В окне "Учет времени работы" для заданной машины указать фактически отработанное время (в часах) за период от последнего ремонта до даты постановки на учет, причем, если это время превышает межосмотровый или минимальный межремонтный период, то сперва необходимо провести осмотр или ремонт машины, после чего внести соответствующую отметку согласно Шагу 1. В качестве начала периода указать дату ремонта, а в качестве конца - дату постановки на учет. Сохранить сведения нажатием кнопки "Принять".
Внимание! Только после выполнения указанных шагов машина корректно ставится на учет и формируемые по ней графики ремонтов и смазки можно использовать в производственной деятельности.
В программном комплексе "АСУР 1.1" предусмотрена двухуровневая схема доступа.
Переключение между уровнями доступа осуществляется путем ввода пароля (команда "Пароль" меню "Сервис" или при старте программы). Ввод корректного пароля предоставляет доступ второго уровня, иначе автоматически предоставляется доступ первого уровня.
Пароль в "АСУР 1.1" носит динамический характер и может быть изменен командой "Задать новый пароль" (меню "Сервис"). После указания нового пароля и подтверждения правильности его ввода, в файле Settings.ini в разделе [Password] изменяется значение записи Password, которая в зашифрованном виде хранит пароль. При повторном запуске программы и вдальнейшем доступ второго уровня предоставляется по введенному паролю.
Внимание! Ручное изменение записи Password (раздел [Password] файла Settings.ini) настоятельно не рекомендуется. Это может привести к сбоям в работе программы.