Эффективная реализация и достижение целей мероприятий по улучшению, а в особенности тех, которые носят характер совершенствования и связаны с существенным изменением осуществляемых бизнес-процессов, возможны только в том случае, если текущий уровень корпоративной культуры обеспечивает достаточный для этого потенциал. Самые лучшие практики, которые не были поняты и приняты, будут искажены, саботированы и отвергнуты.

СИДОРОВ Александр Владимирович«Примеры отторжения идей, несоответствующих текущему уровню развития корпоративной культуры, часто встречаются на практике. Так, например, на одном из предприятий довелось наблюдать удручающую попытку внедрения системы организации и рационализации рабочего места 5S. На основе самостоятельного изучения материалов и по результатам межведомственного согласования был подготовлен стандарт предприятия, совершенно непригодный для практического применения, который пытался втиснуть 5S в прокрустово ложе административной системы управления, имевшей место на предприятии. Полное фиаско такой попытки хорошо иллюстрируют предписания для работника, обнаружившего в цеху неисправность или мусор. Нет, ему вовсе не следовало, по возможности, оперативно устранить несоответствие либо доложить тому, кто сможет решить этот вопрос. Вместо этого необходимо было отметить место флажком, о чем внести соответствующую запись в журнал у мастера участка, который определял способ и сроки устранения выявленного несоответствия. После ответственному инженерно-техническому работнику цеха предстояло свести записи журналов в единый отчет, который следовало направить в отдел качества. В свою очередь, отдел качества инициировал процедуру контроля за устранением несоответствия, а потому после того, как мусор наконец-то убирали, процедура повторялась снова – начиная с записи в журнале и заканчивая отчетом в отдел качества, который в этом случае снимал позицию с контроля. Предельная абсурдность стандарта не позволила практике привиться на предприятии. Об этом печальном опыте все заинтересованные стороны были рады забыть – до следующего аудита системы менеджмента качества…»

Корпоративная (организационная) культура – это система коллективных базовых представлений, приобретаемых группой при разрешении проблем адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, которые доказали свою эффективность и поэтому рассматриваются как ценность и передаются новым членам группы в качестве правильной системы восприятия, мышления и чувствования в отношении названных проблем.

Эдгар Шейн. Организационная культура
и лидерство

Следует отметить, что корпоративная культура работающего предприятия не может быть «плохой» по определению, поскольку является квинтэссенцией коллективного опыта организации, который обеспечил и продолжает обеспечивать ей выживание. Предприятия с «плохой» корпоративной культурой уже прекратили свое существование либо близки к этому.

Точнее будет сказать, что корпоративная культура – это причина и следствие текущего уровня развития. Кроме того, именно ею определяется готовность и пределы дальнейшего совершенствования, возможность внедрения тех или иных изменений.

При этом большая производительность и даже высокая прибыльность не обязательно коррелируют с уровнем корпоративной культуры. Скорее, она характеризует накопленный и активно применяемый опыт по обеспечению устойчивого развития предприятия.

Рано или поздно определяющие принципы и ценности организации начинают препятствовать ее адаптации к изменяющимся условиям. В терминах теории ограничений систем они становятся «ограничивающими убеждениями», которые необходимо снять для обеспечения возможности дальнейшего развития предприятия, перехода на следующий его этап.

Процесс и порядок таких переходов описывает теория спиральной динамики развития, которая будет рассмотрена в следующей статье.

Чтобы бы не пропустить публикации по управлению отказами оборудования, подписывайтесь на Telegram-канал Ассоциации эффективного управления производственными активами (Ассоциации ЕАМ) t.me/eam_su!

Материал предоставили СИДОРОВ Александр Владимирович, СИДОРОВ Владимир Анатольевич.

Больше информации по указанной теме можно найти в книге «Управление отказами оборудования», подготовленной под эгидой Ассоциации эффективного управления производственными активами (Ассоциации EAM). Первая часть издания доступна здесь, а вторая – здесь.