Эффективность управления отказами оборудования во многом зависит от качества организации процесса их расследования и учета. В отношении происшествий на опасных производственных объектах, связанных с несчастными случаями и чрезвычайными ситуациями, соответствующие процедуры регламентируются требованиями национального законодательства и подзаконных нормативных актов.
Несчастный случай на производстве – событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных случаях, как на территории страхователя, так и за ее пределами, либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
В Российской Федерации базовым является Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». На его основе разработан Приказ Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480, которым утвержден достаточно подробный и полный Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Здесь под техническим расследованием причин аварии, несчастного случая, происшедшего в результате аварии, инцидента подразумевается «установление и документальное фиксирование обстоятельств и причин аварии, несчастного случая, происшедшего в результате аварии, инцидента, определение лиц, ответственных за указанные происшествия, разработка мероприятий по предупреждению аналогичных происшествий» [1, п. 2].
Расследование аварий, повлекших несчастные случаи, осуществляется согласно трудовому законодательству. Специфические требования к расследованию происшествий на гидротехнических сооружениях, объектах электроэнергетики и атомной энергетики, а также подпадающих под действие градостроительного законодательства регулируются соответствующими нормативными актами. Кроме того, имеются отдельные технические регламенты и отраслевые стандарты (например, ГОСТ Р 560912014 «Техническое расследование и учет аварий и инцидентов на объектах единой и региональных систем газоснабжения»).
Согласно требованиям п. 32 Приказа Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480 «расследование причин инцидентов на опасных производственных объектах, их учет и анализ регламентируются соответствующими документами, утвержденными организацией, эксплуатирующей объект». В такой документ (корпоративный стандарт) целесообразно включить всю совокупность требований по расследованию, учету и анализу любых происшествий. Это обусловлено следующими основными предпосылками:
- На предприятии может осуществляться эксплуатация оборудования, подпадающего под действие различных нормативных актов и технических регламентов. Кроме того, в некоторых условиях (несчастный случай, чрезвычайная ситуация) может потребоваться руководствоваться требованиями разных источников. Хорошей практикой является объединение всех подлежащих выполнению требований по расследованию, учету и анализу происшествий в рамках одного, пускай даже объемного, документа. Гораздо проще обучить персонал руководствоваться единым стандартом, чем в уже сложившейся ситуации искать в ряде документов все действия, которые необходимо осуществить. Это же облегчает поддержание актуальности знаний и навыков персонала в рассматриваемой сфере.
- Помимо оборудования, расследование, учет и анализ происшествий по которому нормирован, существует значительный сегмент машин и механизмов, не подпадающих под регулирование нормативными актами и техническими регламентами. В то же время управление отказами такого оборудования необходимо, поскольку, во-первых, вспомогательное оборудование иногда имеет критичное значение для обеспечения работоспособности технологической линии, а во-вторых, это способствует повышению производственной культуры, что благоприятно сказывается на надежности работы всего промышленного комплекса.
В сфере промышленной безопасности часто используется модель пирамиды происшествий. Зависимость, выявленная сотрудником крупной страховой компании Гербертом Уильямом Хенрихом в 1931 году, гласит, что на каждый несчастный случай на рабочем месте, повлекший тяжелые последствия, приходится 29 случаев получения легких травм и 300 потенциально опасных происшествий без последствий. Дальнейшее развитие модели его последователями и соотнесение ее с рассматриваемой предметной областью позволяет представить пирамиду происшествий, показанную на рис. 1.
Анализ модели позволяет сделать вывод, что сокращение числа отклонений в работе оборудования и инцидентов уменьшает вероятность возникновения аварий. Это дает основания рекомендовать к включению в систему управления отказами не только то оборудование, расследование и учет происшествий по которому установлен требованиями нормативных актов и технических регламентов, но всех производственных активов предприятия при происшествиях различного характера.
«Любой отказ оборудования, любое отклонение в его работе заслуживают внимания, даже если не привели к потерям производства или затратам на устранение. Задача технического управленца состоит в том, чтобы выстроить такую систему, которая, с одной стороны, обеспечит эффективную обработку поступающих сигналов, а с другой стороны, не приведет к несоразмерному росту бюрократической нагрузки на персонал».
Разработка и внедрение корпоративного стандарта способствует выполнению требований национального законодательства и повсеместному применению лучших практик, доказавших свою эффективность в условиях производства. Также это может рассматриваться как существенный шаг на пути приведения системы менеджмента предприятия в соответствие с требованиями стандартов серии OHSAS 18000 по промышленной безопасности.
При разработке такого документа в части требований, касающихся оборудования, расследование, учет и анализ происшествий на котором не регулируется нормативными актами и техническими регламентами, рекомендуется придерживаться типовой структуры изложения, которая включает:
- Порядок оперативного оповещения о происшествии, содержащий сведения о том, кто, кого, в какой последовательности, в какие сроки и каким образом оповещает. Необходимо обеспечить наличие шаблона оповещения (см., например, [1, Приложение № 1]), в соответствии с которым ответственное лицо (диспетчер) осуществляет сбор и уточнение информации у эксплуатационного и ремонтного персонала, сообщившего о происшествии. Шаблон оповещения и перечень контактных данных лиц и организаций, подлежащих оповещению, рекомендуется разместить на рабочем месте диспетчера. Возложение обязанностей диспетчера на конкретных лиц следует закрепить приказом или в должностной инструкции.
- Порядок организации технического расследования происшествия, регламентирующий вопросы создания и обеспечения деятельности комиссии по расследованию аварии или инцидента. Здесь же приводится последовательность действий, подлежащих выполнению для всестороннего и полного выявления причин происшествия, а также сопутствовавших технических и организационных факторов. Использование соответствующих чек-листов (листов контроля) облегчает работу, позволяя убедиться в сборе всех необходимых данных.
- Порядок оформления и учета материалов технического расследования происшествия, устанавливающий требования к перечню материалов (здесь также применимы чек-листы), оформлению акта технического расследования, порядку и срокам предоставления требуемого пакета документов заинтересованным сторонам, а также их последующего учета и обработки (анализа), подготовки отчетности. При наличии информационной системы приводятся требования по внесению данных.
В отношении оборудования, расследование, учет и анализ происшествий на котором регулируется нормативными актами и техническими регламентами, в корпоративном стандарте предприятие имеет возможность расширять, но не уменьшать требования, подлежащие выполнению.
Поскольку законодательство со временем может меняться, во избежание претензий со стороны контролирующих и надзорных органов, в тексте документа целесообразно сделать, например, такую оговорку: «При вводе в действие новых нормативных актов, технических регламентов, методических документов, требования которых отличаются от приведенных в настоящем Стандарте, следует пользоваться вновь введенными требованиями указанных документов до внесения в настоящий Стандарт соответствующих изменений» [2, п. 1.5]. Тем не менее, это не исключает необходимости мониторинга изменений и своевременной актуализации корпоративного стандарта, для выполнения чего рекомендуется назначить ответственное лицо (специалиста по управлению отказами оборудования).
Проект документа следует обсудить с представителями всех заинтересованных сторон на предприятии, согласовать с ответственными руководителями по направлениям и утвердить у высшего руководителя предприятия. Если документ включает требования в отношении опасных производственных объектов, его необходимо также согласовать с Ростехнадзором. Аналогично поступают в случае включения аспектов, регулируемых прочими государственными организациями в пределах их компетенции, если это предусмотрено действующей нормативной базой.
Корпоративный стандарт должен четко определить область ответственности и порядок действий должностных лиц предприятия, чему при его внедрении следует не только обучить в рамках ознакомительных семинаров, но и закрепить проведением периодических учений с персоналом.
«Чаще всего в нормативных актах и технических регламентах мы видим, что необходимо сделать, но не как. В отличие от них главная задача корпоративного стандарта – закрепление наиболее эффективных практик и процедур. Документ будет работать только в том случае, если он не усложнит, а облегчит работу персонала – упростит ее и обеспечит защищенность работников при условии выполнения указанных требований».
Определение оптимального соотношения между объемом реализуемых мероприятий, в том числе собираемых и обрабатываемых данных, и необходимой степенью проработки происшествия является одним из наиболее сложных аспектов в процессе разработки корпоративного стандарта. Здесь можно порекомендовать следующее «золотое правило»:
Собирайте только те данные, которые будут обработаны;
обрабатывайте только то, на основании чего будут приняты решения;
принимайте только те решения, которые будут выполнены.
Перечень ссылок
- Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480.
- СТО РусГидро 07.01.66-2013. Порядок расследования и учета аварий и инцидентов. Нормы и требования. – М: РусГидро, 2013. – 91 с.
Материал предоставили СИДОРОВ Александр Владимирович, СИДОРОВ Владимир Анатольевич.
Больше информации по указанной теме можно найти в книге «Управление отказами оборудования», подготовленной под эгидой Ассоциации эффективного управления производственными активами (Ассоциации EAM). Первая часть издания доступна здесь, а вторая – здесь.
Спасибо за статью!