Пуск оборудования после длительного простоя в условиях низких температур окружающей среды требует дополнительного внимания со стороны ремонтной службы. Отсутствие учёта условий, в которых осуществляется запуск оборудования, чревато выходом его из строя. Указанное хорошо демонстрирует аварийный отказ, рассмотренный ниже.

Разливочный электро-мостовой кран Q = 225+50/16 т является литейным металлургическим краном мостового типа, который предназначен для разливки стали из ковшей. Привод главной тележки осуществляется через четырёхступенчатый вертикальный редуктор 2/3-795×63.14127.605. Частота вращения входного вала – 975 об./мин., передаточное отношение – 62,5. Смазка погружением (осуществляется путём разбрызгивания). Используемое масло – И-40 с температурой застывания -15 °С.

В декабре года, предшествовавшего аварии, был осуществлён плановый ремонт разливочного электро-мостового крана. В рамках ремонта выполнена замена узла входной вал-шестерни и подшипников редуктора механизма передвижения главной тележки. На разрушившийся подшипник имеются акт о фактическом качестве и комплектности продукции, а также заключение о состоянии установленных подшипников, подтверждающие удовлетворительное качество комплектующих изделий. При последовавшем после отказа детальном осмотре замечаний по сборке редуктора также выявлено не было.

В связи с технологическим простоем цеха эксплуатация крана началась только через три недели после ремонта, в январе.

Через сутки после пуска разливочный электро-мостовой кран был остановлен аварийно по причине заклинивание редуктора механизма передвижения главной тележки. При осмотре выявлено разрушение подшипника №42310 входной вал-шестерни редуктора.

В ходе расследования установлено, что причиной аварии стала работа редуктора механизма передвижения главной тележки в условиях недостаточного смазывания, что стало возможным в результате повышения вязкости смазки из-за низкой температуры окружающей среды.

Технические факторы, определившие возникновение и развитие аварии:

  • несовершенство конструкции редуктора, которая не обеспечивает гарантированное смазывание элементов входной передачи в условиях низких температур;
  • расположение крана, который оказался подвержен воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

С целью недопущения возникновения аналогичных отказов предусмотрены следующие противоаварийные мероприятия:

  1. Усовершенствовать конструкцию редуктора путём выполнения тавотниц для обеспечения гарантированного смазывания первой и второй передач.
  2. Обеспечить периодическую ручную прокачку пластичной смазки через выполненные тавотницы.
  3. Рассмотреть возможность использования зимних видов масел либо депрессорных присадок для обеспечения работоспособности оборудования в условиях низких температур.

Таким образом, показано, что недостаточное внимание к факторам окружающей природной среды может явиться причиной аварийного отказа оборудования. Следует отметить, что в более общем случае указанное справедливо не только в условиях понижения температуры воздуха, но и при потеплении.