Нажимное устройство клети “Кварто” служит для перемещения верхнего опорного валка. Перемещение валка осуществляется нажимными винтами, приводимыми от электродвигателя МП-72 (75 кВт, 520 об/мин) через червячную передачу с передаточным отношением 13.

При прокатке листа 14 × 1500 × 6000 мм Сталь 3сп была отмечена несинхронная работа нажимного устройства клети “Кварто”. Осмотр нажимного устройства и подтяжка тормозов дифференциала результатов не дали. Во избежание изготовления серповидной и разнотолщинной продукции эксплуатационным персоналом было принято решение об аварийной остановке прокатного стана.

Осмотр и прокрутка нажимного устройства без нагрузки замечаний не выявили. После повторной длительной прокрутки отмечено подклинивание. Вскрытие крышки левого нажимного устройства и демонтаж колеса позволили выявить, что фиксирующие штифты шлицевой втулки червячного колеса частично выдавлены, частично срезаны (рисунок 1), втулка сорвана с посадочного места, что и послужило причиной нестабильной работы нажимного устройства.

Разрушение фиксирующих штифтов шлицевой втулки червячного колеса нажимного устройства клети "Кварто" 1 Разрушение фиксирующих штифтов шлицевой втулки червячного колеса нажимного устройства клети "Кварто" 2
Рисунок 1 – Разрушение фиксирующих штифтов шлицевой втулки червячного колеса нажимного устройства клети “Кварто”

После замены узла червячного колеса стан был пущен в работу. Продолжительность простоя превысила 5 часов.

При расследовании аварии установлено, что в течение последнего месяца фиксировались неоднократные замечания операторов клети “Кварто” относительно несинхронной работы нажимного устройства. При осмотрах оборудования персоналом ремонтной службы, а также во время проведения планового ремонта за неделю до аварии повреждения выявлены не были.

Причина аварии – срез фиксирующих штифтов с последующим проворотом шлицевой втулки шестерни червячной передачи левого нажимного устройства по причине превышения допустимых осевых нагрузок, что возникает преимущественно при забуривании раската в прокатных валках. Забуривание раската может иметь место в следующих случаях:

  • нарушение температурного режима прокатки слябов (достоверно установить факт не представляется возможным);
  • падение напряжения питающей электросети (имело место до аварии).

Разбуривание клети согласно плану ликвидации возможных аварий осуществляется путём подрыва с применением кранового оборудования, что приводит к дополнительным нагрузкам на элементы нажимного устройства и может являться причиной их повреждения.

К техническим факторам, определившим возникновение и развитие аварии, таким образом, следует отнести несовершенство конструкции клети “Кварто”, а также технологии вывода листа из клети в случае забуривания.

0 0 vote
Article Rating