материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович

Передаточное число — отношение числа зубьев зубчатого колеса с большим числом зубьев (колеса) к числу зубьев зубчатого колеса с меньшим числом зубьев (шестерни). [1]

Передаточное отношение — отношение угловой скорости ведущего вала к угловой скорости ведомого вала.

Редуктор (рисунок 1) — механизм, передающий и преобразующий крутящий момент, с одной или более механическими передачами [2]. Редуктор состоит из зубчатых или червячных передач, установленных в отдельном герметичном корпусе, что принципиально отличает его от зубчатой или червячной передачи, встраиваемой в исполнительный механизм или машину. [3]

Редуктор

Рисунок 1 — Редуктор

Обычно редуктором называют устройство, преобразующее высокую угловую скорость вращения входного вала в более низкую на выходном валу, повышая при этом вращающий момент. Редуктор, который преобразует низкую угловую скорость в более высокую обычно называют мультипликатором. Редуктор со ступенчатым изменением угловой скорости называется коробкой передач, с бесступенчатым — вариатор. Чтобы уменьшить габариты привода, применяют мотор-редукторы, представляющие собой механизм, в котором объединены электродвигатель и редуктор.

Основные характеристики редуктора:

  • передаточное отношение;
  • тип и количество передач и ступеней;
  • передаваемая мощность;
  • максимальные угловые скорости валов;
  • КПД;
  • количество ведущих и ведомых валов.

Редукторы классифицируют:

  • по типу (определяется составом передач, порядком их размещения в направлении от быстроходного вала к тихоходному и положением осей валов в пространстве), для обозначения которого используются прописные буквы русского алфавита (если одинаковых передач две или более, то после буквы ставится соответствующая цифра):
    • Ц — цилиндрическая;
    • К — коническая;
    • Ч — червячная;
    • Г — глобоидная;
    • П — планетарная;
    • В — волновая;
    • Ш — широкий редуктор;
    • У — узкий редуктор;
    • С — соосный редуктор;
    • М (перед маркировкой) — мотор-редуктор;
    • В — все валы редуктора расположены в вертикальной плоскости;
    • Т — ось тихоходного вала вертикальна;
    • Б — ось быстроходного вала вертикальна;
  • по типоразмеру (определяется типом и главным параметром тихоходной ступени):
    • для цилиндрической, червячной, глобоидной передачи — межосевое расстояние;
    • для конической передачи — внешний делительный диаметр колеса;
    • для планетарной передачи — радиус водила;
    • для волновой передачи — внутренний диаметр гибкого колеса в недеформированном состоянии;
  • по исполнению (определяется передаточным числом, вариантом сборки, формой концевых участков валов);
  • по основной энергетической характеристике (определяется номинальным вращающим моментом на тихоходном валу при постоянной нагрузке).

Перечень ссылок

  1. ГОСТ 16530-83. Передачи зубчатые: общие термины, определения, обозначения. — М.: ИПК, Издательство стандартов, 1983. — 50 с.
  2. Механический редуктор // Википедия. — http://ru.wikipedia.org/wiki/Механический_редуктор.
  3. Куклин Н.Г., Куклина Г.С. Детали машин: Учебник для машиностроительных специальностей техникумов. — 4-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Высшая школа, 1987. — 383 с., ил.

Вопросы для контроля

  1. Чем отличается передаточное число от передаточного отношения?
  2. Для чего предназначен редуктор?
  3. Как классифицируют редукторы?
 < Полиспаст: назначение, работа Содержание Виды деформаций деталей: растяжение, сжатие, сдвиг, кручение, изгиб >