Основной целью расследования, учета и анализа отказов оборудования является тщательное и квалифицированное установление причин происшествий, а также технических и организационных факторов, способствовавших их возникновению и развитию.

Это необходимо для решения следующих задач:

  1. Разработка корректирующих и предупреждающих мероприятий, направленных на снижение вероятности повторного возникновения происшествий и/или уменьшения их последствий.
  2. Уточнение межремонтных циклов, установление оптимального количества запасных частей, определение целесообразной продолжительности эксплуатации, обоснование потребности в резервировании оборудования.
  3. Развитие сотрудничества со сторонними организациями (предприятиями-изготовителями, проектными, строительно-монтажными, наладочными, эксплуатационными и ремонтными организациями) для повышения надежности оборудования.
  4. Улучшение организации эксплуатации, технического обслуживания и ремонтов объектов, модернизации, реконструкции, замены оборудования, в том числе путем совершенствования корпоративного стандарта.

В общем случае последовательность расследования, учета и анализа происшествия включает основные этапы, представленные на рис. 1 [1].

Рисунок 1 – Последовательность расследования происшествия

Рисунок 1 – Последовательность расследования происшествия

В течение не более 24 часов с момента получения оперативного сообщения о происшествии ответственное лицо (представитель Ростехнадзора, технический руководитель предприятия или другое уполномоченное лицо – в зависимости от характера происшествия) издает приказ о проведении его технического расследования специальной комиссией.

В состав комиссии включают нечетное количество участников, в числе которых председатель, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии. При этом председателем комиссии, как правило, назначается инициатор расследования или уполномоченное им лицо. Для обеспечения поддержки расследования на месте заместителем председателя целесообразно назначить уполномоченного представителя предприятия или структурного подразделения, осуществляющего эксплуатацию оборудования, на котором произошло происшествие, а секретарем – специалиста по управлению отказами оборудования, который располагает не только необходимыми знаниями для выполнения требований нормативных актов, технических регламентов и корпоративного стандарта, но и обладает навыками по эффективной организации работы комиссии, расследования происшествий.

В комиссию входят как лица, участие которых предусмотрено требованиями нормативных актов, технических регламентов и корпоративного стандарта, так и лица, привлекаемые по необходимости (специалисты профильных служб предприятия, внешние эксперты, представители завода-изготовителя оборудования и другие). Привлечение внешних специалистов осуществляется на договорной основе, поэтому заключение рамочных договоров с отраслевыми научными и экспертными организациями позволит значительно упростить и ускорить этот процесс.

СИДОРОВ Александр Владимирович«Следует понимать, что чрезмерное расширение количества участников комиссии не только не повышает качество расследования происшествия, но и значительно усложняет процесс выработки и оформления решения. В то же время малое число участников сказывается на объективности и достоверности результатов расследования».

Расследование происшествия, причина которого по начальной гипотезе связана с конструктивным недостатком, дефектом изготовления, транспортирования или хранения, ошибкой монтажа или наладки, а также технического обслуживания или ремонта, иных работ, проводившихся при участии сторонней организации, должно осуществляться с привлечением в официальном порядке представителя этой организации, а также завода-изготовителя оборудования. При невозможности выполнения этого требования, отказа или несвоевременного прибытия указанных представителей дальнейший порядок расследования определяет председатель комиссии. Копия запроса на участие в комиссии по расследованию происшествия представителя сторонней организации и ответ (при его наличии) прилагаются к акту технического расследования. Это имеет существенное значение в случае необходимости последующего выставления претензии (рекламации) сторонней организации.

В период организации работы комиссии предприятие, эксплуатирующее оборудование, на котором произошла авария или инцидент, принимает меры по [1, пп. 6.4-6.6]:

  • защите жизни и здоровья людей, окружающей среды, а также собственности организации и третьих лиц от воздействия негативных последствий происшествия, по их локализации и ликвидации на объекте;
  • сохранению обстановки на месте происшествия до начала расследования его причин, ответственность за что несет руководитель предприятия [1, п. 7].

Выполнение последнего требования обязательно в случаях, предусмотренных действующим законодательством (несчастный случай, авария на объекте повышенной опасности и так далее), за исключением ситуаций, когда необходимо вести работы по ликвидации негативных последствий происшествия с целью защиты жизни и здоровья людей, окружающей среды.

Однако это требование зачастую игнорируется при происшествиях, характер которых не предполагает проведения расследования согласно требованиям нормативных актов или технических регламентов, когда осуществляется оперативное восстановление работоспособности оборудования для минимизации потерь, связанных с его простоем, поэтому данный аспект следует отдельно урегулировать в корпоративном стандарте (см., например, [2, п. 7.3.1.5]).

В случае невозможности сохранения обстановки на месте происшествия должно быть обеспечено документирование ситуации (в том числе фотографирование, видео- и аудиозапись). Это также требует закрепления в корпоративном стандарте и проведения для персонала соответствующего инструктажа (обучения).

Кроме того, в корпоративном стандарте целесообразно отдельно оговорить, что перевод оборудования из аварийного состояния в ремонт не является основанием для отказа от расследования, учета и анализа происшествия (см., например, [3, п. 4.4]).

Там же необходимо урегулировать следующие организационные аспекты расследования происшествий:

  • полномочия комиссии, в том числе право запрашивать и получать необходимые для обеспечения ее работы документы и сведения, осуществлять опрос персонала, привлекать его для выполнения действий, связанных с расследованием происшествия. Указанное имеет целью минимизировать возможное противодействие со стороны незаинтересованных в доскональном расследовании лиц на предприятии (в его структурном подразделении), а также устанавливает разумные рамки работы комиссии;
  • порядок передачи комиссии документов, в том числе, при необходимости, с составлением актов приемки-передачи. Здесь же рекомендуется предусмотреть мероприятия по обеспечению конфиденциальности (неразглашения) сведений, полученных участниками комиссии в ходе расследования происшествия (если иное не предусмотрено действующим законодательством);
  • срок работы комиссии (если в рассматриваемом случае это не регламентировано нормативным актом или техническим регламентом), который, с одной стороны, удовлетворяет требованию разумной оперативности, а с другой стороны, обеспечивает полноту расследования. При этом также целесообразно предусмотреть возможность, условия и порядок увеличения срока технического расследования (на основании приказа инициатора расследования). Не стоит избегать использования такой возможности, если для этого есть рациональные предпосылки и это объективно позволит повысить качество результатов работы комиссии;
  • порядок утверждения материалов технического расследования его инициатором, по результатам рассмотрения которых может быть принято одно из следующих решений [1, п. 28; 2, п. 7.5.2.2]:
    • об утверждении выводов комиссии по техническому расследованию;
    • о мотивированном несогласии с выводами комиссии по техническому расследованию с предложением об их пересмотре;
    • о проведении дополнительного расследования тем же составом комиссии по техническому расследованию;
    • о проведении повторного расследования другим составом комиссии по техническому расследованию;
  • порядок предоставления и распространения материалов технического расследования заинтересованным сторонам (оригиналов, копий).

В целом рекомендуется использовать однотипную процедуру расследования происшествий вне зависимости от их характера, что следует оговорить в корпоративном стандарте. Характер происшествия может влиять на порядок оперативного оповещения, состав комиссии, сроки и порядок предоставления материалов технического расследования, но саму процедуру расследования и форму акта технического расследования (если иное не предусмотрено требованиями нормативных актов или технических регламентов) целесообразно унифицировать. Это призвано обеспечить ответственное отношение к расследованию происшествий различного характера, а также единый подход к их учету и анализу, в том числе с использованием средств автоматизации.

СИДОРОВ Александр Владимирович«Часто проблема анализа отказов оборудования заключается не в отсутствии данных, а в их несопоставимости, что создает особые проблемы в случае использования информационных систем. Это затрудняет отслеживание и совместный анализ инцидентов с последующими авариями, поскольку их учет ведется в различной форме и разными лицами, а значит, снижаются возможности в части эффективного управления отказами оборудования».

Заслуживающей внимания практикой является разработка методических рекомендаций по техническому расследованию происшествий для отдельных видов оборудования, как это, например, сделано в Приложении В ГОСТ Р 56091-2014 «Техническое расследование и учет аварий и инцидентов на объектах единой и региональных систем газоснабжения». Однако указанный подход можно рекомендовать только при наличии значительного количества однотипного и относительно несложного оборудования, что практически может быть реализовано на основе анализа видов, последствий и критичности отказов. Поэтому в большинстве случаев для предприятий, характеризующихся обширным парком разнообразного оборудования, целесообразно закрепление в корпоративном стандарте общих принципов расследования происшествий.

Одним из наиболее ответственных этапов технического расследования, который имеет критическое значение для достоверного установления причины происшествия, является сбор данных, представленных на рис. 2 [1, п. 17], первичная организация чего возлагается на руководство предприятия (структурного подразделения, осуществляющего эксплуатацию оборудования, на котором произошло происшествие).

Рисунок 2 – Данные для технического расследования происшествия

Рисунок 2 – Данные для технического расследования происшествия

Рекомендуется максимально оперативно приступать к сбору данных. По возможности, еще в ходе ликвидации происшествия должны быть получены результаты визуального осмотра, фотографирования, видео- и аудиозаписи, эскизы и схемы, поясняющие характер, сценарий развития и последствия происшествия, а также данные регистрирующих и контрольно-измерительных приборов. Для этого персонал предприятия должен быть соответствующим образом проинструктирован и обучен.

Непосредственно после ликвидации последствий происшествия подлежат сбору письменные объяснения очевидцев, эксплуатационного персонала и должностных лиц, докладные записки ремонтного персонала и служб, участвовавших в ликвидации последствий происшествия. Также уже на этом этапе могут быть получены сведения о наличии и исправности средств защиты.

Далее осуществляется сбор начальных данных и данных о предшествовавшей ситуации. Их получение значительно облегчает наличие и поддержание в актуальном состоянии соответствующей информационной системы на предприятии.

Данные о выявленных отклонениях, как правило, поступают уже после проведения предварительного анализа происшествия, в ходе работы комиссии, в том числе в рамках подтверждения или опровержения рабочей гипотезы на основе экспертных и лабораторных заключений.

Сведения об экономических потерях и нанесенном вреде, рассчитанные в соответствии с методиками, установленными на предприятии, зачастую могут быть получены только после ввода оборудования в эксплуатацию.

Перечень ссылок

  1. Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480.
  2. СТО РусГидро 07.01.66-2013. Порядок расследования и учета аварий и инцидентов. Нормы и требования. – М: РусГидро, 2013. – 91 с.
  3. ТКП 387-2012 (02230). Расследование и учет нарушений в работе объектов энергетического хозяйства потребителей электрической и (или) тепловой энергии. – Минск: Минэнерго, 2012. – 24 с.
Материал предоставили СИДОРОВ Александр ВладимировичСИДОРОВ Владимир Анатольевич.

Больше информации по указанной теме можно найти в книге «Управление отказами оборудования», подготовленной под эгидой Ассоциации эффективного управления производственными активами (Ассоциации EAM). Первая часть издания доступна здесь, , а вторая – здесь.

Сидоров А.В., Сидоров В.А. Управление отказами оборудования. Часть I: Расследование и учет