материал предоставила ВАГИНА Наталья Валерьевна
автор Марья СОЛОМАТОВА, по итогам проведения XII сессии Российской ЛИН-школы

ЛИН-система должна научить работников болеть душой за производство

Снижение издержек сегодня — одно из главных направлений развития мировой экономики. Система, позволяющая экономить не на качестве, называется «бережливым производством» или ЛИН (от английского lean — «тощий»). И такие технологии уже показали свою эффективность на ряде крупных предприятий Петербурга и области.

В принципе, ЛИН — это подход к производству, нацеленный на снижение всех издержек, которые не направлены на создание добавочной стоимости продукции. В итоге предприятие может либо уменьшить цену на товар, тем самым повысив его конкурентоспособность, либо направить больше средств на собственное развитие или на финансовую мотивацию сотрудников, либо просто увеличить прибыль.

«Многие спрашивают, зачем предприятию-монополисту переходить на систему бережливого производства. Но мы ведь давно уже не монополист! Есть множество небольших компаний, занимающихся грузоперевозками, и они являются нашими конкурентами, — говорит Кристина Малерян, заместитель начальника Октябрьской железной дороги по управлению качеством и маркетингу. — На данный момент на РЖД приходится 40% грузооборота России. И поскольку РЖД основной доход получает именно от грузоперевозок, мы должны предоставлять своим клиентам как можно более качественные услуги. Тем более потребители сейчас предпочитают комплексное обслуживание — доставку от двери до двери».

И вот с 2009 года программа «Бережливая железнодорожная система», рассчитанная до 2014 года, обкатывается на Октябрьской железной дороге. Железнодорожники ведут и совместные проекты бережливого производства со своими клиентами — такими как «Северсталь». В итоге в себестоимости товаров компаний-партнёров стоимость железнодорожных услуг значительно уменьшилась.

«Персонал мы также обучаем принципам бережливого производства, принимаем от сотрудников проекты по совершенствованию технологий. Финансирование под такие проекты выдаём сразу, но с таким условием, что получившее деньги структурное подразделение вернет на 20% больше после реализации проекта, — продолжает Кристина Малерян. — За рационализаторское предложение любой сотрудник — хоть бригадир, хоть обычный рабочий — сразу же получает две тысячи рублей. И когда 3-4% от экономического эффекта своей идеи человек получает в собственный карман, он понимает, что работает не только на компанию, но и на себя. В итоге с 2008 года почти в три раза увеличилась активность персонала, и на сто работников приходится уже шесть рацпредложений. Экономический эффект от бережливого производства составляет 300%, причём 90% улучшений происходит вообще безо всяких инвестиций, лишь десятая часть требует денежных вложений» .

«У нас на заводе требования к качеству продукции выше, чем на других подобных заводах в России, — делится опытом Владимир Капустин, директор проекта «Управление ресурсами предприятия» Тихвинского вагоностроительного завода. — У нас высокая степень автоматизации производственных процессов. Большинство сотрудников — приезжие из других регионов, поэтому у нас нет типичной для других предприятий, внедряющих ЛИН-технологии, проблемы сопротивления персонала переменам. Наши работники — это люди, изначально готовые что-то менять, осваивать новое, реализовывать себя. Расходы на обучение персонала — это постоянные издержки, и мы не хотим текучки кадров, поэтому мы готовы сделать из своих сотрудников настоящих профи и хорошо им платить. Мы не выделяем бережливое производство в особый проект, но его идеями проникнуты решения руководства по самым разным направлениям».

Очень многое Тихвинский вагоностроительный завод взял от автомобильной промышленности, где ЛИН-технологии и зародились. Например, ввёл конвейерную сборку вагонов. Есть и другие новшества. Так, если раньше каждое изменение во внешнем виде вагона приводило к созданию отдельной модели со своим названием, то сейчас используется модульная система: есть вагон как базовое изделие, а есть дополнительные опции. И в документах прописывается тип вагона и вид этого дополнения. В итоге снизилась трудоёмкость планирования, логистики, технологического сопровождения производства.

Ещё один важный момент — бережливый учёт — переход на информационную систему без использования бумаги при операционной деятельности предприятия. Каждый работник, выполнив определённую функцию, отмечает это действие в компьютерной базе, и все остальные могут это увидеть. Бумажные же документы появляются только тогда, когда это требуется для нужд бухгалтерии.

Востребовано бережливое производство и в энергетике. «Необходимость внедрения ЛИН-систем связана у нас с задачей снижения затрат. С октября 2010 года мы начали пилотный проект бережливого производства на одной из электростанций, а сейчас будем внедрять его на всех станциях Петербурга, потому что эксперимент показал отличный результат», — говорит Сергей Иванов, руководитель дирекции производственных систем ОАО ТГК-1.

Эксперт подчёркивает: если компания состоит из множества подразделений, то нужно тщательно выбрать объект для пилотного проекта. Это не должно быть предприятие с уникальными процессами и оборудованием, лучше выбрать типичное, потому что смысл пилотного проекта именно в том, чтобы потом удачные решения тиражировать на других подобных объектах. Также на экспериментальной площадке не должно быть никаких отвлекающих моментов вроде других стратегически важных задач, чтобы персонал во время внедрения пилотного проекта занимался в первую очередь его реализацией.

И ещё один немаловажный момент — выбрать нужно тот участок, где руководитель сам хочет что-то изменить, а начальники цехов, как минимум, не против нововведений и способны перестроиться на иной формат работы. При этом надо понимать, что некоторым людям новшества в любом случае придутся не по душе.

Вообще человеческий фактор для ЛИН-технологий — ключевой. Поэтому важно, чтобы на производстве были лидеры, которые заражают остальных этими идеями. Увы, рачительность большинству россиян не свойственна, поэтому время от времени возникают трудности. Пользу оптимизации основная масса сотрудников понимает лишь тогда, когда предприятие начинает выплачивать им премии из сэкономленных ими же средств.

Для многих смена принципов работы даётся с большим трудом, вплоть до того, что люди готовы перейти на другой объект, работающий в обычном режиме. Эксперты считают, что не надо этому препятствовать, и уж тем более увольнять недовольных. Ведь такое сопротивление чаще всего говорит о том, что человек как раз болеет за производство. И если ему всё хорошо объяснить, привлечь на свою сторону, то он — с его опытом и знаниями — станет первым помощником по оптимизации производства. Гораздо хуже «энтузиасты», которые внешне счастливы от грядущих перемен — на словах они выражают восторг, но их эффективность в деле преобразований минимальна. Кроме того, руководству надо понимать, что лишь 30% нововведений заканчивается успехом.