материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович

Основная деятельность ремонтных служб предприятий направлена на обеспечение возможности надёжной и безопасной эксплуатации оборудования. Указанное достигается посредством качественного и своевременного проведения технического обслуживания и ремонтов. Современные прогрессивные стратегии технического обслуживания и ремонтов базируются на знании фактического технического состояния оборудования. Среди используемых для этого методов неразрушающего контроля, наиболее широкое распространение получила вибрационная диагностика.

Оценка технического состояния оборудования по параметрам вибрации подразумевает наличие высококвалифицированных специалистов в области технической диагностики, способных правильно трактовать данные, полученные в результате измерений. Тем не менее, понимание общих принципов реализации вибрации как диагностического признака технического состояния оборудования в настоящее время становится насущным требованием к квалификации большинства специалистов ремонтных служб.

В статье в лаконичной форме изложены основные правила реализации вибрации как диагностического признака технического состояния оборудования, которые могут быть использованы в непосредственной деятельности специалистами ремонтных служб предприятий различного профиля.

Пространственная реализация вибрации узла:

  • увеличение вибрации преимущественно в вертикальном направлении вызывается наличием трещин в опорах или основании, низкой жёсткостью основания, ослаблением резьбовых соединений;
  • повышенная горизонтальная составляющая определяется дисбалансом ротора, износом подшипников, ослаблением посадки подшипников;
  • наибольшая или повышенная осевая составляющая возникает при нарушении центровки валов, изгибе вала, повреждении муфт, неправильном монтаже и неправильной регулировке подшипников качения.

Пространственная реализация вибрации механизма:

  • локальное повышение вибрации узла без повышения вибрации соседних узлов, как правило, вызывается дефектами или повреждениями этого узла (например, износ подшипника, ослабление посадки) либо ослаблением его крепления к основанию;
  • повышение вибрации смежных узлов чаще всего вызывается неисправностями расположенных между ними элементов (дисбаланс ротора, изгиб вала, расцентровка, износ муфт и так далее).

Поскольку подшипниковые узлы обычно являются наиболее динамически нагруженными элементами машин и механизмов, где так или иначе реализуется большинство неисправностей, важно учитывать их техническое состояние с учётом развития дефектов в течение срока службы. Техническое состояние подшипникового узла определяется двумя параметрами:

  • фоновым (средним) уровнем вибросигнала;
  • пиковым (импульсным) значением, связанным с прохождением через нагруженную зону подшипникового узла дефектного элемента.

На основании соотношения фонового и пикового значений вибрации выделяют следующие этапы развития дефектов подшипникового узла (рисунок 1):

  1. Общее техническое состояние подшипникового узла – хорошее. Пики вибрации превышают уровень фона незначительно, фон вибрации меньше нормируемого значения.
  2. Возникновение дефекта в процессе эксплуатации. Ударные виброимпульсы растут по величине. Энергия импульсов затрачивается на развитие дефекта. Уровень фона вибрации остается почти неизменным (дефект носит локальный характер и на общем состоянии подшипникового узла практически не сказывается).
  3. Развитие дефекта. Ударные импульсы по энергии приближаются к максимальному значению. Выделяющейся в подшипниковом узле энергии достаточно для расширения зоны локализации дефекта. Уровень фона меняется медленно.
  4. Разрушение подшипникового узла. Зона развития дефекта велика, подшипниковый узел теряет функциональные свойства (обеспечение вращения вала с минимальным трением). Увеличиваются затраты энергии на вращение вала, а, следовательно, и энергия, выделяющаяся в подшипниковом узле. Растёт уровень фона.
  5. Предотказное состояние подшипникового узла. Последний этап развития дефекта. Уровень фона вибрации практически сравнивается с уровнем пиков (вся вибрация состоит из пиков).

Этапы развития дефектов подшипникового узла

Рисунок 1 – Этапы развития дефектов подшипникового узла

Правила оценки технического состояния оборудования по параметрам вибрации, приведенные в статье, не носят исчерпывающий характер, а предназначены для ознакомления с общими принципами вибродиагностики непрофильных специалистов ремонтных служб с целью ежедневного использования в практической деятельности.

0 0 vote
Article Rating