Обучение и сертификация. Мечты и фантазии

Материал предоставил к.т.н. КАЦ Борис Арнольдович
Кац Б.А. О надежности и «надежниках». Часть 3 // Трубопроводная арматура и оборудование. – 2022 – № 5 (122). С. 46 – 48.

Консалтинг и обучение

Консалтингом и обучением в сфере управления эксплуатационной надежностью и управления активами занимается не так много русскоязычных организаций. Наиболее известные среди них ООО «Простоев.НЕТ», НПП «СпецТек», ООО «ТОиР Консалт», ООО «ТОиР Про» и Ассоциация EAM. Есть также ряд организаций, занимающихся консалтингом и обучением по отдельным вопросам, в том числе по различным видам диагностики, а также по работе с отдельными видами оборудования. К сожалению, в последнее время появились фирмы, готовые консультировать кого угодно и по любой тематике, так что при выборе консультантов необходима осторожность (как, впрочем, и при выборе любого подрядчика).

До последнего времени в России работали и крупные зарубежные консалтинговые фирмы. Однако, по моему мнению, их российские конкуренты предоставляют услуги аналогичного качества при существенно меньшей стоимости и к тому же лучше знакомы с российскими реалиями.

Одной из первых ласточек (которая, увы, не делает весны) стало появление программы сертификации менеджеров по надежности оборудования Ассоциации по сертификации «Русский Регистр». Эта программа разработана в НПП «СпецТек», которая сотрудничает с «Русским Регистром» и проводит курсы подготовки к такой сертификации (см. публикацию [1]).

Подобные программы – хороший способ «быстрого старта», но они не дают и не могут дать полноценный объем знаний, необходимых инженеру по надежности. Образование и самообразование должны стать непрерывными и привязанными к потребностям конкретного предприятия. При этом следует опираться на опыт, материализованный в том числе в российских и международных стандартах. В нашем случае это в первую очередь стандарты серий «Надежность в технике» и «Управление активами (см.,  например, сводку стандартов на сайте ТОиР Про). Но ограничиваться изучением стандартов – это примерно то же, что питаться сублимированными продуктами. Необходимо их «разбавление» живой водой реального опыта применения. Здесь также могут оказаться полезными курсы и семинары с привлечением сторонних специалистов, но они должны быть кастомизированы в зависимости от назревших потребностей, решаемых задач и уровня зрелости специалистов.

Возникает вопрос: в вузах на многих инженерных специальностях учат основам теории надежности – зачем же нужно снова к этому возвращаться с нуля? Дело в том, что если это обучение и имеет отношение к реальным задачам, то исключительно к задачам проектирования надежности. О привязке к проблематике ТО и ремонта нет и речи, тем более – о современных риск-ориентированных подходах к процессам ТОиР. Как правило, в вузовских программах по надежности нет даже упоминания о таких понятиях, как деревья отказов и деревья событий, паттерны отказа, отказы по общей причине, алгоритмы АВПКО. Не рассматриваются способы сбора и анализа исходной информации о надежности оборудования с помощью информационных систем. Не говорится о методах поиска коренных причин отказов.

Впрочем, это тесно связано с более общей ситуацией. Вузы преимущественно готовят тех, кто должен проектировать турбины, генераторы, насосы, трактора, самолеты – и значительно меньше влияния уделяется тем, кто будет все это эксплуатировать и ремонтировать. Это считается чем-то второсортным. А ведь в мире за последние десятилетия в области ТОиР произошла настоящая революция – которую, как мне представляется, наши вузы прозевали (о ситуации с высшим образованием в целом см. [2]).

К тому же без связки с текущей деятельностью любые знания испаряются очень быстро. Поэтому остаточные знания большинства инженеров – эксплуатационников и ремонтников в этой области по сути нулевые.

По этим причинам так важно систематическое повышение квалификации «надежников».

А что там, за бугром?

Судя по валу зарубежных публикаций (преимущественно англоязычных), вопросы надежности оборудования актуальны во всем мире. Но, может быть, многие «наши» проблемы там, на условном Западе, давно решены? Это не так.

Вот статья автора из США с выразительным названием «Почему мы так плохо справляемся с управлением ТОиР?» [3]). В комментариях к этой публикации «отметились» представители со всех концов англоговорящего мира – от США и Канады до Индии и Новой Зеландии. И всех волнуют те же самые «занозы» – невнимание к проблемам ТОиР и надежности со стороны руководства, недостатки в лидерстве и ответственности руководства, использование устаревших стратегий ТОиР, отсутствие регулярного образования… Вот цитата из одного отклика: «Я работаю на должностях технического обслуживания уже более 35 лет. То, что я вижу в США, заключается в том, что понимание основных принципов обслуживания снижается по мере того, как молодые поколения менеджеров приходят на руководящие должности. Я наблюдал за реактивной деятельностью, о которой вы упоминаете в своих статьях. Я слышу, как высшее руководство призывает к более активному подходу к ТОиР (пока это не будет стоить $). Похоже, что американские предприятия так долго плохо справлялись с базовым техническим обслуживанием, что сегодняшние менеджеры не знают, как выглядит качественное техническое обслуживание».

С другой стороны, западные «технари» накопили многолетний драгоценный опыт, который хотелось бы перенять – опыт самоорганизации. Непосредственно к теме нашего обсуждения относится Глобальный форум по ТОиР и управлению активами (Global Forum on Maintenance & Asset Management, GFMAM), объединяющий национальные ассоциации по ТОиР и управлению активами многих стран. Более локальные задачи решают такие некоммерческие организации, как Общество специалистов в сфере ТО и надежности (Society for Maintenance & Reliability Professionals, SMRP), Ассоциация профессионалов по управлению активами (Association of Asset Management Professionals) и ряд других. В рамках этих ассоциаций проводится обмен мнениями, выпускается техническая литература, печатаются статьи, ведется работа по обучению, повышению квалификации и сертификации специалистов. Конечно же, проблемы остаются – но над ними работают… К сожалению, российские инженеры не только не участвуют в таких объединениях, но и в массе своей незнакомы с публикуемыми материалами. Мы давно перестали быть «самой читающей страной» – а уж в области техники и подавно. Характерный пример – энтузиаст Константин Зырянов практически в одиночку создал издательство «Надежная книга», перевел и опубликовал несколько интересных работ, посвященных эксплуатационной надежности, в том числе классический труд Моубрея по RCM II – и до сих пор не может распродать ее весьма скромный тираж.

«Градусник для компетенций» и ЕГЭ для инженера

Важную роль в образовании и самообразовании инженеров могут сыграть тесты – вопросники по различным дисциплинам. Они не могут заменить практический опыт, но позволяют дать какие-то ориентиры, указать на основные пробелы в знаниях.

Такие тесты распространены в странах Запада. Они, как правило, используются в различных программах сертификации. Пожалуй, наиболее распространенная из них – система CMRP (Certified Maintenance & Reliability Professional). Она разработана и поддерживается вышеупомянутым Обществом SMRP. Систему Certified Reliability Leader (CRL) поддерживает Association of Asset Management Professionals. Еще одна популярная система сертификации называется Reliability Engineer Certification (CRE). Она поддерживается Американским обществом качества (American Society for Quality, ASQ).

Изучение имеющегося опыта могло бы стимулировать развитие отечественных систем тестирования и сертификации в области надежности и ТОиР. Но в Рунете практически невозможно найти материалы на русском языке ни по CMRP, ни по другим аналогичным системам. Поэтому уместно дать краткую справку об этой системе.

История SMRP

Общество SMRP основано в 1992 году как некоммерческая корпорация. Оно было создано для облегчения обмена информацией; поддержки ТО и надежности как неотъемлемой части управления бизнесом; представления коллективного мнения по вопросам ТО и надежности и продвижения инновационных методов ТО и надежности; а также поощрения и поддержки обучения техническому обслуживанию и надежности, которое включает сертификацию.

Сертификация проводится сертифицирующей организацией Общества специалистов по ТО и надежности (SMRPCO), которое является дочерним предприятием Общества SMRP.

Первые попытки начать программу сертификации были сделаны в 1997 году. В 1998 году группа добровольцев собралась для того, чтобы приступить к анализу целей, мероприятий и результатов процесса сертификации, что привело к разработке «комплекса возможностей для высокоэффективного лидера в области ТО и надежности».

Эта совокупность возможностей была подтверждена почти 400 специалистами по техническому обслуживанию и надежности, которые приняли участие в веб-опросе. Воодушевленный отзывами участников, комитет принял решение приступить к разработке CMRP. После пилотного экзамена на ежегодной конференции SMRP в 2000 году и некоторых дополнительных бета-тестов первый официальный экзамен был проведен для 59 специалистов по ТО и надежности на ежегодной конференции SMRP 2001 года.

Направления сертификации

В настоящее время сертификация проводится по трем направлениям: CMRP, CMRT и CAMA.

Формально не указано, что CMRP более высокий уровень, чем CMRT. Но явно, что CMRT значительно более «приземленный».

Экзамен CAMA направлен на то, чтобы готовить аудиторов в области управления активами.

Материалы для подготовки к экзаменам

Веб-сайт SMRP наполнен полезной информацией, включая веб-аудио / визуальный учебник по возможностям CMRP, несколько бесплатных документов в формате PDF и справочное руководство по сертификации, которое было разработано для оказания помощи людям, готовящимся к экзамену CMRP.

Формально SMRPCO не поддерживает каких-либо сторонних лиц, подготовительные курсы или продукты (например, книги, материалы на компакт-диске или другие публикации, в том числе упомянутые выше на своем вебсайте) в связи с какой-либо программой сертификации.

Но такие материалы (как платные, так и бесплатные) можно найти не только на сайте SMRP.

Так, в книге [4] приводятся сотни вопросов с ответами и другие материалы для подготовки к экзаменам. Есть также бесплатное приложение CMRP Study Quiz для самоподготовки к сертификации, содержащее более ста вопросов с вариантами ответов.

Проведение экзаменов по сертификации CMRP

Для того чтобы сдать экзамен по CMRP, не требуется никакого формального образования или опыта. Однако SMRPCO говорит, что «кандидат должен иметь значительный прикладной опыт и образование в области ТОиР и надежности техники». Далее в нем говорится, что «управление работами и инженерные навыки надежности являются ключевыми областями». Экзамен состоит из 110 вопросов с множественным выбором из четырех вариантов ответа, на выполнение которых кандидату отводится, по разным данным, от двух до трех часов.

Вопросы постоянно обновляются, этим занимаются члены общества SMRP.

Отсутствуют указания на то, какой процент правильных вопросов нужен для сдачи экзамена. Сказано следующее: Отчеты о результатах экзамена будут отражать только ПРОШЕЛ или ОТКАЗ. Прошедшим и не прошедшим кандидатам будет предоставлена диагностическая, нечисловая информация, указывающая их общую эффективность по каждому разделу экзамена. Допускается любое количество повторных прохождений экзамена, но с интервалом не менее 6 месяцев между ними.

Для сравнения – на экзамене CRE 165 вопросов. Время для ответов – около 4 часов.

Для сертификации, проводимой «Русским Регистром» совместно с НПП «СпецТек», количество вопросов – 31. Вопросы неизменные (меняется только порядок). Время порядка часа. Зачет – 70% верных ответов.

Куда ж нам плыть? Хабр для ТОиР и «надежников». Давайте помечтаем…

Перенос системы CMRP или ее аналога на российскую почву в ближайшем будущем нереален по ряду причин. Прежде всего, это необходимость коренной переработки тестов, в том числе в связи с иной системой стандартов и сложившимися традициями. Кроме того, это организационные и финансовые трудности. В России нет организации, аналогичной SMRP или ASQ, которая обладала бы общепризнанным авторитетом, независимостью и к тому же необходимыми финансовыми возможностями. Но если «всеобщая» система контроля и сертификации» вряд ли появится, то что же можно и нужно сделать в области контроля знаний? По моему мнению, уже сегодня не только желательно, но и вполне реально создание «локальных» систем контроля и сертификации, ориентированных на нужды определенных отраслей и к тому же разбитых по уровням зрелости и должностным обязанностям специалистов. Дело, как обычно, «за малым» – за платежеспособным спросом со стороны промышленности. А это зачастую упирается в непонимание важности проблем со стороны лиц, принимающих решения.

Еще более непростое и, казалось бы, безнадежное дело – самоорганизация инженеров по ТОиР и надежности. Но вспомним принцип «Вчера в самолете – завтра в трамвае» и обратимся к опыту создания в России некоммерческих объединений.

Такие структуры созданы и успешно действуют в области информационных технологий. Это Ассоциация поставщиков программных продуктов НП ППП, АРПП «Отечественный софт», НП РУССОФТ. Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий АПКИТ. Они регулярно обмениваются информацией о событиях, вакансиях, деловых встречах – в том числе на международном уровне, и даже участвуют в разработке предложений в области законодательства в ИТ-сфере. Эти ассоциации – отраслевые, в них нет индивидуального членства. Такой способ самоорганизации обеспечивает пусть скромную, но регулярную финансовую и организационную поддержку. Но для решения задач ТОиР и надежности он непригоден, так как в нашем случае требуется выход за пределы какой-то одной отрасли.

Еще один успешный пример самоорганизации – опять же в сфере ИТ – это Хабр, сайт, дающий возможность публиковать статьи, переводы, устраивать обсуждения и т. п. Однако попытки «клонирования» идей Хабра на другие тематики успеха не имели. Отсюда следует, что первичным должно быть наличие заинтересованного сообщества специалистов – а удачное оформление в виде бизнес-проекта вторично. Впрочем, если бы интерес к созданию подобной информационной площадки-форума в области ТОиР и надежности проявили структуры крупных производственных объединений, то… (но тут я бы отложил полет фантазии до лучших времен). А вот что сделать вполне реально уже сегодня – это стартовать с площадки с аналогичными функциями в одной из социальных сетей. Ключевые моменты здесь – независимость такой площадки от какой-либо конкретной организации, обеспечение свободного участия в публикации материалов на ней для специалистов различных фирм и сотрудничество со специализированными сайтами и блогами.

Учиться, учиться и учиться

Мне приходилось совместно с коллегами участвовать в обследованиях и проведении аудита процессов управления активами, проводить обучающие семинары для инженеров предприятий разного размера и различных отраслей, читать лекции студентам. Многолетний опыт консалтинга и обучения подтверждает: причины возникающих на самых разных предприятиях проблем во многом схожи. Одна из важнейших – недостаточный уровень компетентности персонала на всех уровнях, незнакомство с отечественным и мировым опытом (об образовании и консалтинге в области управления активами см. подробнее в статье [5]).

Недаром в то время, когда масса лозунгов ветшает и уходит в прошлое, слоган «Учиться, учиться и учиться», обретя новое содержание и заокеанское название lifelong learning, стал одним из главных трендов XXI века. Надежность – та область, в которой эти проблемы оказываются сосредоточенными в значительной степени.

Стоит сказать, что в последнее время и в методах обучения происходят существенные перемены. Упомяну лишь два аспекта. Первый связан с переносом центра тяжести с лекционной формы обучения в сторону самостоятельной работы обучаемых. (Это связывают с так называемым проектом «Минерва» – весьма интересным, но направленным на совсем другую, элитарную аудиторию. Поэтому оттуда могут быть заимствованы лишь некоторые общие идеи – но и это, впрочем, совсем немало.) Второй – распространение идей «микрообразования» (bite-size learning, или метод «малых порций»). Так что и учителям необходимо непрерывно учиться.

Несколько слов в заключение. Думайте сами, решайте сами…

Стройте свое будущее и будущее вашего предприятия, повышая свою компетентность. Но не варитесь в собственном соку, шире используйте отечественный и зарубежный опыт, привлекайте сторонних консультантов-профессионалов… Закажите аудит процессов управления надежностью, и – более широко – управления активами. Получите независимую оценку вашего уровня зрелости. Эти затраты невелики по сравнению с той пользой, которую они могут принести. Консультанты помогут и при разработке нормативных документов, и в обучении персонала разного уровня. В конечном итоге с их помощью вы сможете освоить драгоценный опыт лидеров, избежать типичных ошибок и тем самым сделать ваши усилия по повышению надежности значительно менее безнадежными.

И еще – что очень важно – преподаватели и консультанты смогут дать Вам иную точку обзора, поместить конкретные проблемы и методы в более широкий контекст – что, как правило, не удается сделать при самообразовании.

Вот только кашу они для вас сварят – а жевать за вас не могут. Так что основные усилия прикладывать придется самим.

Перемены приходят только тогда, когда мы учимся, когда мы применяем то, чему научились, и когда в результате что-то начинает улучшаться!

Санкт-Петербург, август 2022 года

Список литературы:

  1. Сукманов А. И. Подготовка и сертификация менеджеров по надежности. [Электронный ресурс] URL: https://himagregat-info.ru/science/ tekhnika/podgotovka-i-sertifikatsiya-menedzherovpo-nadezhnosti-oborudovaniya/ (дата доступа 23.08.2022).
  2. Кац Б. А. Высшее образование – кризис назрел / Б. А. Кац // Автоматизация в промышленности. – 2018. – № 1. – С. 23-25.
  3. Erik Hupje. Why are we so bad at maintenance management? [Электронный ресурс] URL: https://roadtoreliability.com/wp-content/uploads/2021/11/Why-are-we-so-bad-at-maintenance-management.pdf (дата доступа 23.08.2022).
  4. Nathan C. Wright. Maintenance and Reliability Certification Exam Guide Kindle Edition Publisher: Industrial Press, Inc.; First edition. – July 18, 2018. – P. 240.
  5. Кац Б. А. Практический опыт автоматизации процессов управления производственными активами // ТПА. – 2015. – № 2 (77). – С. 46-49.