Ассоциация EAM
Ассоциация эффективного управления производственными активами

Назначение и краткая классификация муфт

материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович

Муфта – устройство, предназначенное для соединения друг с другом концов валов и свободно сидящих на них деталей для передачи крутящего момента. Муфты служат для соединения двух валов, расположенных на одной оси или под углом друг к другу. Муфта передаёт механическую энергию без изменения её величины (при условии равномерного вращения валов).

Муфты классифицируют:

  • по видам управления:
    • управляемые – сцепные, автоматические;
    • неуправляемые – постоянно действующие;
  • по группам (механические):
    • жёсткие (глухие) муфты:
      • втулочные (по ГОСТ 24246-96);
      • фланцевые (по ГОСТ 20761-96);
      • продольно-свёртные (по ГОСТ 23106-78);
    • компенсирующие муфты – компенсируют радиальные, осевые и угловые смещения валов:
      • шарнирные муфты – угловое смещение до 45° (по ГОСТ 5147-97);
      • зубчатые;
      • цепные (по ГОСТ 20742-93);
    • упругие муфты – компенсация динамических нагрузок:
      • муфты с торообразной оболочкой (по ГОСТ 20884-93);
      • втулочно-пальцевые (по ГОСТ 21424-93);
      • муфты со звёздочкой (по ГОСТ 14084-93);
    • сцепные муфты – соединение или разъединение валов или валов с установленными на них деталями:
      • муфты кулачково-дисковые (по ГОСТ 20720-93);
      • кулачковые муфты;
      • фрикционные;
      • центробежные;
    • самоуправляемые (автоматические) муфты:
      • обгонные муфты – передача вращения только в одном направлении;
      • центробежные – ограничение частоты вращения;
      • предохранительные муфты – ограничение передаваемого момента (с разрушающимся элементом и автоматические);
    • гидравлические (гидродинамические);
    • электромагнитные и магнитные.

В жёсткой фланцевой муфте применяется болтовое соединение фланцев (рисунок 1).

Жёсткая фланцевая муфта

Рисунок 1 – Жёсткая фланцевая муфта

Во втулочной муфте применяется жёсткая втулка, соосно соединяющая друг с другом два вала (рисунок 2) [1].

Втулочная муфта

Рисунок 2 – Втулочная муфта

Гидравлическая муфта – устройство, в котором валы не имеют жёсткой механической связи, а передача механической энергии происходит под действием потока рабочей жидкости (масла) от насосного колеса к турбинному колесу. Особенность гидравлической муфты в том, что она ограничивает максимальный момент, сглаживает пульсации, устраняет перегрузку двигателя при пуске и разгоне.

Электромагнитная и магнитная муфта – валы также не имеют жёсткой механической связи и, кроме того, она позволяет передавать механическую энергию через герметическую стенку абсолютно без утечек. Одно из применений – в центробежных насосах для перекачки опасных жидкостей.

Перечень ссылок

  1. Иосилевич Г.Б., Строганов Г.Б., Маслов Г.С. Прикладная механика: Учеб. для вузов / Под ред. Г.Б. Иосилевича. – М.: Высшая школа, 1989.

Вопросы для контроля

  1. Какие функции выполняют муфты?
  2. Как классифицируются муфты?
  3. Какие бывают и каков принцип работы муфт, не имеющих жёсткой механической связи?
 < Основные типы подшипников скольжения и качения Содержание Передачи, их виды: фрикционные, ременные, цепные, зубчатые, червячные >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Аналогичные записи
  • Трение, его виды. Трение скольжения и трение качения. Сила и коэффициент... материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович Трение (фрикционное взаимодействие) – процесс взаимодействия тел при их относительном движении (смещении) либо при движении тела в газообразной или жидкой среде. Изучением процессов трения занимается раздел физики, который называется трибология (механика фрикционного [...]
  • Виды деформаций деталей: растяжение, сжатие, сдвиг, кручение, изгиб материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович Деформация – изменение формы, размеров тела под действием приложенных к нему сил. Линейная деформация – изменение линейных размеров тела, его рёбер. Линейные размеры тела могут изменяться одновременно в одном, двух или трёх взаимно перпендикулярных направлениях, что соответствует линейной, плоской и объёмной деформации. Линейная деформация, как правило, сопровождается изменением объёма [...]
  • Механизмы преобразования движения: их назначение и устройство материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович Механизм преобразования движения предназначен для преобразования вида движения или его характеристик от одного к другому. К механизмам преобразования движения [...]
  • Передаточное число и отношение, редукторы материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович Передаточное число – отношение числа зубьев зубчатого колеса с большим числом зубьев (колеса) к числу зубьев зубчатого колеса с меньшим числом зубьев (шестерни). [1] Передаточное отношение – отношение угловой скорости ведущего вала к угловой скорости ведомого [...]
  • Передачи, их виды: фрикционные, ременные, цепные, зубчатые, червячные материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович Механическая передача – механизм, превращающий кинематические и энергетические параметры двигателя в необходимые параметры движения рабочих органов машин и предназначенный для согласования режима работы двигателя с режимом работы исполнительных органов. [...]

Поддержите нас

Подписка

Рубрики