Дорогие друзья! Уважаемые коллеги!
Рад сообщить вам о начале работы по созданию интерактивной системы дистанционного обучения (СДО). В течение прошедшей недели мы определились с системой управления обучением, на базе которой будет реализован проект.
По результатам проведенного анализа была выбрана виртуальная обучающая среда Moodle. Такой выбор обусловлен её широкой распространенностью в отечественном сегменте – на платформе Moodle реализовано множество проектов на постсоветском пространстве, а значит, есть специалисты, знакомые с ней не понаслышке, есть литература на русском языке, русскоязычные форумы и сообщества энтузиастов, благодаря которым можно найти решения в затруднительных ситуациях и пополнить запас идей. Кроме того, Moodle является свободным веб-приложением, распространяемым по лицензии GNU GPL, что соответствует нашей философии и позволит минимизировать затраты на этапе разработки. При этом Moodle смело можно назвать лучшим представителем продуктов своего класса, который по возможностям вполне сопоставим с коммерческими аналогами.
Не акцентируя внимание на прочих технических достоинствах, в числе которых поддержка международного стандарта SCORM, наличие русского языка и многие другие, решающим штрихом стали принципы, заложенные идеологом и руководителем проекта по разработке Moodle Мартином Дуджиамасом в её основу. Они были разработаны на основе работ таких выдающихся ученых в сфере психологии познания и педагогики как Лев Выготский, Джон Дьюи, Жан Пиаже и других, практически реализуя весьма рациональную и перспективную современную теорию социального конструктивизма.
Принцип 1
В настоящей обучающей среде все мы одновременно являемся потенциальными учителями и учениками. Данный принцип предполагает переход на новую ступень взаимоотношений и взаимодействия. Преподаватель становится не столько носителем знаний, а скорее проводником, направляющим обучающихся на самостоятельный поиск информации.
Принцип 2
Мы учимся особенно хорошо, когда создаем или пытаемся объяснить что-то другим. В основу положен достаточно очевидный тезис о том, что люди учатся в действии. Если результаты деятельности становятся доступны другим участникам, то возрастает персональная ответственность, больше времени уделяется самопроверке и размышлениям, что значительно улучшает обучение.
Принцип 3
Большой вклад в обучение вносит наблюдение за деятельностью коллег. Действия, выполняемые другими обучающимися в похожей учебной ситуации, оказывают значительное влияние на деятельность всех участников образовательного процесса, дают пищу для размышлений, анализа, заставляют непроизвольно работать в общем режиме.
Принцип 4
Понимание других людей позволяет учить их более индивидуально. Необходимо обеспечить как можно больше возможностей как для самореализации и самопрезентации обучающихся, так и для анализа предоставленной ими информации о себе и их активности в системе.
Принцип 5
Учебная среда должна быть гибкой, предоставляя участникам образовательного процесса простой инструмент для реализации их учебных потребностей. Система должна быть понятной и удобной для всех участников учебного процесса и предоставлять им разнообразные способы и средства для решения учебных задач: получение информации, обмен мнениями, консультирование, оценивание, оперативное обновление и так далее.
Указанные принципы показались нам настолько вдохновляющими, что было принято решение не только воплотить проект создания интерактивной системы дистанционного профессионального обучения в сфере управления производственными активами на базе Moodle, но и концептуально выдержать её в указанном ключе. Это позволит не только размещать на электронной площадке для всеобщего удаленного доступа курсы по общетехническим, специальным, инженерным дисциплинам, но и создать своеобразную питательную среду, в которой обучающиеся смогут как приобрести необходимые знания удобным способом, так и включиться в процесс взаимного обогащения практическим опытом.
Мы уже установили Moodle на нашем сервере. В настоящее время осуществляется её настройка. О размещении первого тестового курса я уведомлю вас отдельной заметкой в этом блоге. Поэтому сейчас мне бы хотелось поинтересоваться, какие курсы вам бы хотелось увидеть в числе первых? Ждем предложений в комментариях.
Пока нет комментариев