Культура согласияВ качестве ключевых ценностей культура согласия провозглашает свободный и поощряемый обмен мнениями и предложениями, совместный поиск наилучших решений, в основе чего лежит индивидуальное стремление каждого участника коллектива внести наибольший возможный вклад в формирование условий для долгосрочного устойчивого развития предприятия, ради чего в жертву приносятся и сиюминутный успех, и быстрые результаты. Развитые горизонтальные и вертикальные коммуникации, коллегиальность в формировании и принятии решений, творческий подход и преданность общему делу характеризуют организации, достигшие культуры согласия.

При таком переходе регулярный менеджмент сменяют матричные организационные структуры и инновационные сетевые модели управления. В рамках осуществляемой деятельности для реализации многочисленных проектов создаются временные межфункциональные команды, собираемые под решение конкретных задач, в которых упор делается, прежде всего, на осознанность и компетентность сотрудников, готовых объединяться и договариваться ради интересов общего дела.

Именно в таких условиях обеспечиваются наилучшие предпосылки для реализации идей бережливого производства, под которым подразумевается концепция управления производственными активами, основанная на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь. Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации каждого сотрудника и ориентацию на потребителя как базовую ценность.

СИДОРОВ Александр Владимирович«По сути, бережливое производство – это американская интерпретация японской производственной системы компании Toyota, которая возникла на основе изучения опыта советской индустриализации. Именно Советскому Союзу в исторически ничтожный срок, менее 40 лет, удалось из аграрной страны, пережившей ряд серьезных катаклизмов, создать державу впервые выведшую человека в космос. Подобный успех мог базироваться только на беспрецедентной вовлеченности и преданности делу, индивидуальной самоотдаче и коллективном формировании решений. Сейчас бережливое производство и другие смежные концепции возвращаются на отечественное пространство из-за рубежа, и наша задача – не только переосмыслить и адаптировать их, но и вывести на новый уровень во благо развития всего человечества, чем, в том числе, и занимается Ассоциация эффективного управления производственными активами».

Отправной точкой бережливого производства является оценка процесса создания ценности продукта для потребителя на каждом его этапе. Это достигается за счет реализации следующего алгоритма:

  1. Определить ценность конкретного продукта для потребителя (при этом в качестве потребителя также может выступать внутренний потребитель – следующий процесс).
  2. Определить поток создания ценности для этого продукта.
  3. Обеспечить непрерывное течение потока создания ценности продукта.
  4. Позволить потребителю «вытягивать» продукт (при «вытягивании» производится ровно столько продукции, сколько нужно потребителю, в отличие от «выталкивания», когда продукция производится в соответствии с заранее составленным графиком).
  5. Стремиться к совершенству (обеспечить непрерывное устранение потерь, то есть любых действий, которые потребляют ресурсы, но не создают ценности для потребителя).

В рамках концепции бережливого производства выделяют следующие виды потерь:

1) потери из-за перепроизводства;
2) потери времени из-за ожидания;
3) потери при ненужной транспортировке;
4) потери из-за лишних этапов обработки;
5) потери из-за лишних запасов;
6) потери из-за ненужных перемещений;
7) потери из-за выпуска некачественной продукции;
8) нереализованный творческий потенциал сотрудников.

Также сюда добавляют еще два источника потерь: перегрузку сотрудников или производственных мощностей при работе с повышенной интенсивностью и неравномерность выполнения операций (например, прерывистый график работы из-за колебаний спроса).

Все процессы на предприятии делятся на добавляющие и не добавляющие ценность для потребителя. Последовательное сокращение процессов, не добавляющих ценность для потребителя, то есть потерь, является концептом бережливого производства.

В рамках бережливого производства был создан целый ряд вспомогательных инструментов, многие из которых претендуют на самостоятельность и иногда внедряются независимо. В их числе, но не ограничиваясь:

а) «точно вовремя» – концепция, в соответствии с которой все необходимые компоненты должны поступать в производственный процесс строго в тот момент, когда это нужно, и строго в необходимом количестве, что преследует цель сокращения складских запасов;

б) «канбан» – система, обеспечивающая возможность реализации принципа «точно вовремя» путем координации действий потребителя и поставщика за счет обмена установленными сообщениями в виде карточек, тары или другим подобным образом;

в) быстрая переналадка (single-minute exchange of dies, SMED) – набор методов, которые позволяют сократить время операций по наладке и переналадке оборудования;

г) «дзидока» (автономизация) – принцип, согласно которому производственные единицы должны быть способны самостоятельно обнаруживать проблемы (в идеале, самодиагностироваться и исправлять отклонения), выявлять дефекты в качестве продукции, задержки в выполнении работы, сразу останавливаться и сигнализировать о необходимости оказания помощи;

д) «пока-ёкэ» и «бака-ёкэ» («защита от ошибок» и «защита от дурака»);

е) 5S – система организации и рационализации рабочего места, включающая сортировку (разделение вещей на нужные и ненужные. а также избавление от последних), соблюдение порядка (упорядоченное и точное расположение и хранение необходимых вещей, которое позволяет быстро и просто их найти и использовать), содержание в чистоте, стандартизацию (необходимое условие соблюдения предыдущих правил) и самосовершенствование (воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций);

ж) всеобщий уход за оборудованием (total productive maintenance, TPM) – система поддержания и повышения безопасности и качества с помощью процессов, оборудования и сотрудников (в том числе привлечение технологического персонала к обслуживанию оборудования).

Важной особенностью бережливого производства является его лавинообразный характер, обеспечивающий вовлечение в реализацию подхода все новых и новых организаций. Так, например, чтобы предприятие могло работать в соответствии с концепцией «точно вовремя», это должны иметь возможность обеспечить его поставщики, что может быть достигнуто за счет внедрения у них бережливого производства, а значит, того же они будут требовать от своих поставщиков и так далее. При этом предприятие заинтересовано и готово содействовать проведению обучения и реализации указанных технологий у своих контрагентов, поскольку это обеспечивает устойчивость предприятия-заказчика и его успех в долгосрочной перспективе.

Материал предоставили СИДОРОВ Александр Владимирович, СИДОРОВ Владимир Анатольевич.

Чтобы бы не пропустить публикации по управлению отказами оборудования, подписывайтесь на Telegram-канал Ассоциации эффективного управления производственными активами (Ассоциации ЕАМ) t.me/eam_su!

Больше информации по указанной теме можно найти в книге «Управление отказами оборудования», подготовленной под эгидой Ассоциации эффективного управления производственными активами (Ассоциации EAM). Первая часть издания доступна здесь, а вторая – здесь.