Ассоциация EAM
Ассоциация эффективного управления производственными активами

Контроль процессов ТОиР: как добиться эффективности?

материал предоставил к.т.н. КАЦ Борис Арнольдович

Причины сегодняшнего повышения интереса к системе планово-предупредительных ремонтов (ППР) двоякие. Во-первых, формальные: оживающие инспекционные и надзорные органы требуют наличия планов по ППР, по меньшей мере, для поднадзорного оборудования. Во-вторых, появляется интерес по существу. Молодые энергичные собственники и менеджеры, зачастую воспитанные на западных образцах управления, жаждут повышения эффективности производства. Они начинают понимать, что без наведения порядка в системе ТОиР (повышения исполнительской дисциплины, наличия оперативного учёта и контроля использования ресурсов) говорить об эффективности предприятия не приходится. При этом во главу угла ставятся экономические показатели – не только собственно затраты на проведение ТОиР, но и влияние результатов ТОиР на выпуск продукции.
Как же добиться эффективного управления процессами ТОиР?

Перефразируя Питера Друкера:
“Эффективно управлять возможно лишь тем, что можно достоверно и оперативно измерить”

Сначала стратегия, а потом ремонт

Прежде чем развивать тему управления процессами ТОиР, надо сказать о возможных стратегиях проведения ремонтов.

Первая стратегия – это курс на применение “классической” системы ППР, характерными особенностями которой являются: “жёсткий” ремонтный цикл (заранее заданная – как правило, изготовителем – последовательность ремонтов определённого вида и времени между ними); “жёсткое” задание объёма работ при выполнении ремонта определённого вида.

В варианте “классической” системы ППР, называемом “планирование по наработке”, при сохранении фиксированной последовательности ремонтов и их заданных объёмах время между ремонтами определяется не по календарю, а в зависимости от некоторого показателя, характеризующего наработку оборудования (часы работы, литры горючего, километры пробега, число пусков и т.п.).

Другая достаточно распространённая стратегия – “ремонт по отказу”. При этом оборудование ремонтируется (или заменяется) только тогда, когда его дальнейшее использование становится невозможным вследствие отказа. Ошибочно считать, что такая “примитивная” стратегия заведомо плоха. Для некоторых видов оборудования она и технически, и экономически оправдана. Технически – в том случае, если отказы элементов имеют “абсолютно случайный” характер, то есть практически не зависят от длительности их работы (такой тип отказа характерен, например, для электронных компонент КИПиА).

Экономическая оправданность появляется в тех случаях, когда последствия поломки незначительны, а меры профилактики стоят дороже, чем замена отказавшего узла или устройства.

Более “изощрённый” вариант этой стратегии – “ремонт по мере возникновения дефектов”. В этом случае ремонт или замена может проводиться не только в случае отказа, но и при появлении явных свидетельств приближения отказа (повышенная вибрация, течь масла, повышение температуры выше допустимой, явные признаки недопустимого износа).

Наконец, третья стратегия – “ремонт по состоянию”. При этой стратегии объём ремонтов и время между ними не фиксированы заранее и определяются по результатам регулярных ревизий (обследований) оборудования, а также по результатам мониторинга состояния оборудования с помощью автоматизированных средств контроля (вибродиагностика и т.п.). Эта стратегия считается наиболее прогрессивной в применении к сложному и дорогостоящему оборудованию, так как позволяет существенно экономить ресурсы.

Не только экономия бумаги

При любой выбранной стратегии ремонтов планирование и учёт выполненных работ являются весьма трудоёмкими. Поэтому при использовании традиционных “бумажных” методов учёта ни о прозрачности, ни об оперативности говорить не приходится. В лучшем случае планы доводятся до исполнителей раз в год, и даже простейший учёт выполнения ведётся крайне редко. Тем более невозможно переходить на ремонт по состоянию (или хотя бы “с учётом состояния”) – ведь сначала это состояние необходимо измерить, учесть, сохранить его историю.

Только применение ЕАМ-систем (информационных систем управления ТОиР – ИСУ ТОиР) поможет придать новый импульс и получить принципиально новое качество управления процессами ППР. Получаемое новое качество состоит не только в безбумажных технологиях, повышении прозрачности процесса проведения ТОиР, точности и оперативности учёта ресурсов. Появляются ранее отсутствовавшие возможности по анализу результатов ТОиР в целом по предприятию, по анализу тенденций и трендов – и тем самым закладывается возможность оптимального выбора стратегии ремонтов.

Реальный опыт использования EAM-систем на российских предприятиях не так уж велик – всего несколько сотен внедрений. При этом такие системы в настоящее время используются преимущественно как удобный инструмент планирования и оперативного управления процессами ТОиР. Поэтому наибольшей популярностью пользуются функции:

  • календарного и ресурсного планирования;
  • учёта дефектов;
  • учёта расходования запчастей и материалов.

Примером автоматизации упомянутых функций может служить Северо-Западная ТЭЦ (г. Санкт-Петербург), на которой учёт дефектов с 2002 года ведётся в электронном виде. Дефекты регистрирует дежурная смена (круглосуточно). При этом дефект привязывается к оборудованию, заранее учтённому в базе данных. Затем – не сходя с рабочего места – начальник или заместитель начальника соответствующего цеха назначает мастера, ответственного за устранение дефекта, и указывает плановые сроки устранения. Мастер видит задание на своём компьютере. По окончании работы он делает отметку о выполнении, затем дефект принимает дежурная смена. При необходимости система “помогает” составить акт дефектации и акт выполненных работ.

Календарное планирование на Северо-Западной ТЭЦ также ведётся в электронном виде. Годовой план ППР составляется автоматически, на основе заданной периодичности ремонтов. После согласования с цехами план поступает в работу. Исполнители ремонтов отмечают на компьютере их выполнение, вводя отчёт по работе. ОППР (отдел подготовки и проведения ремонтов) оперативно отслеживает своевременность выполнения работ.

Однако на большинстве предприятий, использующих системы EAM, управление ТОиР ведётся преимущественно на “микроуровне”, то есть на уровне отдельной работы, дефекта и т.п. Значительно реже данные из EAM-систем используются для управления ТОиР на уровне предприятия. Богатейшие возможности контроля и анализа, которые могут дать EAM-системы, остаются невостребованными.

От информационной системы – к системе управления ТОиР

Для того чтобы обеспечить управление процессами ТОиР на верхнем уровне (цех, предприятие), а также для анализа эффективности управления на длительных временных интервалах, руководитель должен оперативно получать достоверные данные из ЕАМ-системы в агрегированном виде, то есть в виде системы показателей.

Важное условие успешности управления – выбор системы показателей для системы ТОиР конкретного предприятия. Зачастую разработчики EAM-системы заявляют, что могут выдать заказчику любые показатели. А когда дело доходит до внедрения, они предлагают заказчику самому назвать требуемые показатели, оставляя за собой только вопросы программной реализации. Но заказчик (за редкими исключениями) не может этого сделать, так как подобными вопросами не занимался и к тому же не знает досконально возможностей новой для него EAM-системы. В то же время типовую систему показателей вполне реально (путём диалога с заказчиком) адаптировать под нужды конкретного предприятия.

Какова же должна быть система показателей? Понятно, что она обязана ориентироваться, с одной стороны, на цели, которые ставит перед предприятием руководитель, с другой стороны – на достигнутый уровень управления и автоматизации. Кроме того, мы должны иметь достаточно удобные средства прослеживания, позволяющие “спускаться” по дереву показателей – от предприятия к цеху и участку, от технологической системы или агрегата к отдельной машине, от общих показателей к более частным (рисунок 1), вплоть до микрообъектов, из которых этот показатель складывается. Такое прослеживание позволяет аналитику понять, какая из составляющих вносит наибольший вклад в итоговый показатель, и тем самым подсказать необходимое управляющее воздействие. Кроме того, для ряда показателей желательно назначить допустимые границы (“тревожные” и аварийные). “Управление по отклонениям” позволяет сосредоточиться на показателях, выходящих за эти границы.

График затрат на ТОиР - пример мониторинга общего показателя и его частных составляющих

Рисунок 1 – График затрат на ТОиР – пример мониторинга общего показателя и его частных составляющих

Условно можно разделить совокупность показателей на несколько групп.

  1. Первая группа обеспечивает достижение и поддержание элементарного порядка в планировании ремонтов и отчётности по их проведению, контроль исполнительской дисциплины при календарном планировании. В набор показателей на этом уровне входит количество запланированных, выполненных в срок, просроченных и невыполненных работ, процент выполнения плана (рисунок 2) и т.п.

    Данные по выполнению плана ремонтов

    Рисунок 2 – Данные по выполнению плана ремонтов

  2. Вторая группа – учёт и контроль при ресурсном планировании (материалы и запчасти в натуральном и денежном выражении, трудовые ресурсы, расходы на поставщиков). Первые два слоя дают руководству предприятия и его подразделений средства учёта и контроля, ориентированные, прежде всего, на оперативные (“административные”) средства управления. Они не направлены на изменение принятой системы проведения ТОиР или хотя бы на изменение параметров этой системы (например, периодичность проведения ТОиР).
  3. Третья группа обеспечивает средства анализа для изменения (совершенствования) принятой на предприятии системы ТОиР (или параметров этой системы) и ориентирована на использование инженерно-техническими службами. В эту группу входят показатели, отражающие статистику повреждаемости оборудования (статистика дефектов и отказов по видам оборудования, по видам дефектов, а также по причинам и последствиям отказов и дефектов, а также параметры распределения времён между дефектами и времени устранения дефектов).
    Анализ повреждаемости оборудования одного из предприятий показал, что большинство дефектов выявлено на относительно небольшом количестве оборудования (рисунок 3). Предложено сосредоточить средства и ресурсы именно на этом, “больном” оборудовании, несколько уменьшив частоту проведения ППР на “здоровом” оборудовании. Ожидается, что это может дать значительную экономию средств без снижения работоспособности оборудования.

    Диаграмма распределения оборудования по числу дефектов

    Рисунок 3 – Диаграмма распределения оборудования по числу дефектов

Использование показателей третьей группы наиболее перспективно для крупных предприятий, так как именно оптимизация системы проведения ТОиР может дать для них наибольший эффект.

В то же время именно показатели третьей группы наименее разработаны, а их применение наиболее редко встречается.

Регламент и ещё раз регламент!

Мало разработать систему показателей и иметь соответствующие программные средства для её поддержки. Для каждого из показателей необходим регламент его получения, который должен обеспечить полный и своевременный ввод необходимых исходных данных, постоянный анализ результатов мониторинга показателей. Так, например, для обеспечения анализа дефектов по видам, причинам, последствиям необходимо не только разработать многоаспектную классификацию дефектов, но и обеспечить описание всех дефектов в соответствии с разработанной классификацией.

Так, анализ причин дефектов с помощью информационной системы на предприятии электроэнергетики показал, что один из наиболее распространённых отказов связан с дефектом подшипников качения. Получив данные по количеству таких дефектов и подсчитав затраты на их устранение, руководство согласилось с предложением о выделении средств на модернизацию (замену типа подшипников).

Примеры обратного свойства – весьма многочисленны. Так, в большинстве случаев, даже внедрив электронный журнал дефектов, не удаётся заставить персонал “раскладывать по полочкам” все дефекты по мере их устранения. Это приводит к существенному ограничению возможностей автоматизированного анализа повреждаемости.

К сожалению, в настоящее время на большинстве предприятий нет должностных лиц, в обязанности которых входил бы регулярный анализ данных, поступающих из EAM-систем. Отсутствуют навыки такого анализа, нет регламентов, которые бы определяли порядок использования аналитических данных. Поэтому очень важными являются определение правильной этапности внедрения системы управления ТОиР, выработка “стартового” состава показателей и последовательности его дальнейшего расширения – и одновременно разработка организационного обеспечения, гарантирующего как полный и своевременный ввод первичных данных, так и обязательную реакцию управленцев на выход итоговых показателей за установленные пределы. Только через обеспечение обратной связи в цепочке управления процессами ТОиР можно рассчитывать на эффективное воздействие управленцев на работу этой системы.

Необходимые условия

Для того чтобы полноценно использовать те возможности по анализу и управлению, которые могут предоставить EAM-системы, необходимо, по нашему мнению, выполнение следующих условий.

  1. Наличие на предприятии “узаконенной” системы показателей, которые бы описывали процессы ТОиР на макроуровне (укрупнённым образом).
  2. Наличие программных средств, позволяющих обеспечить оперативное и объективное получение таких показателей, их хранение и удобное отображение.
  3. Введение в действие “узаконенного” и работающего регламента, обеспечивающего регулярный ввод в ИСУ ТОиР исходных данных, необходимых для расчёта указанных показателей.
  4. Назначение людей, которые в силу своих должностных обязанностей должны использовать результаты анализа в своей работе и, что немаловажно, способны использовать эти данные, вырабатывая на их основе необходимые управляющие воздействия.

Все эти составляющие должны закладываться в проект внедрения ИСУ ТОиР уже на этапе проектирования. При этом разработчик информационно-управляющей системы предлагает заказчику номенклатуру готовых типовых решений (набор показателей, типовые регламенты, программное обеспечение для анализа), и далее, в диалоге с разработчиком заказчик, отталкиваясь от типовых решений, вырабатывает свою стартовую систему показателей, регламент её поддержания и использования.

В дальнейшем, по мере накопления опыта использования ИСУ ТОиР на предприятии, система показателей может расширяться, обеспечивая решение более широкого круга задач по управлению процессами ТОиР.

В заключение следует подчеркнуть, что только работающая система мониторинга показателей качества процессов ТОиР в сочетании с системой выработки управляющих решений на основе анализа этих показателей способна превратить информационную систему EAM в полноценную систему управления ТОиР.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Аналогичные записи
  • Выбор аутсорсинга как альтернативного пути развития механоремонтных комп... В статье рассмотрен аутсорсинг ремонтных услуг как альтернативный путь развития механоремонтных комплексов, которые на больших предприятиях являются, фактически, полноценными машиностроительными заводами, во время реструктуризации производственных компаний для повышения эффективности и конкурентоспособности в условиях [...]
  • Перспективы и задачи развития ремонтного обслуживания производства Отечественные промышленные предприятия функционируют в сложных условиях политической и экономической нестабильности. Устаревшие и переходные методы управления производственными активами в настоящее время оказываются сдерживающим фактором при обеспечении конкурентоспособности предприятий на внутреннем и внешнем [...]
  • Из истории создания системы планово-предупредительного ремонта материал предоставил к.т.н. КАЦ Борис Арнольдович Автор выражает благодарность за ценные замечания Г.В. Ростику и К.Э. Аронсону, а также коллегам из НПП “СпецТек”, участвовавшим в обсуждении статьи. В 2013 году исполнилось 90 лет со времени проведения первых работ по организации ремонта заводского оборудования на плановой основе и 80 лет со времени разработки и проверки в [...]
  • Анализ опыта частичной централизации ремонтной службы Филиала “Мет... материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович по материалам доклада на VIII профессиональной конференции Prostoev.NET “Актуальные вопросы, методологии и опыт проектов управления процессами ТОиР” Рад приветствовать Вас, коллеги! Я – Александр Сидоров, руководитель проекта “Школа ТОиР: кузница мастерства”. Проект “Школа ТОиР: кузница мастерства” направлен на решение вопросов эффективного управления производственными активами промышленных предприятий, формирования и совершенствования систем [...]
  • Опыт применения аутсорсинга в ремонтном обслуживании производства материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович В последнее время всё чаще и чаще обсуждаются вопросы применения аутсорсинга в ремонтном обслуживании производства. Это свидетельствует об интересе и актуальности указанной проблематики для специалистов и руководства украинских предприятий и потому требует более пристального рассмотрения. В статье рассмотрен международный и отечественный опыт применения аутсорсинга в ремонтном обслуживании производства. Построение системы [...]

Поддержите нас

Подписка

Рубрики

  
  Ключи и пин-коды
Steam: случайные, Minecraft, Xbox LIVE (Microsoft Points), Prepaid Debit Cards, Playstation Network, Counter-Strike, Ведьмак, Cities: Skylines, World of Warcraft, Fallout, Hearthstone: Heroes of Warcraft, Grand Theft Auto (GTA), ...
  Электронные книги
В помощь студенту, Контрольные работы, Физика, Математика, Музыка, ноты, тексты песен, Чертежи, Рукоделие, Химия, Дипломы, Аттестация работников, Фантастика, Английский язык, ...
  Цифровые товары
Аккаунты Origin, Аккаунты Uplay, Разное, Аккаунты Fortnite, Аккаунты GTA V, Аккаунты Minecraft, iTunes & App Store, Игровые аккаунты, Аккаунты Steam, Аккаунты Xbox, Sms-reg.com, Анонимные прокси, ...
  Программное обеспечение
Антивирусы, Разблокировка телефонов, Принтеры, Windows, Приватные читы, Спортивные, Программы для сотовых телефонов, Шифрование, Защита ПК, ОС и сетей, Базы данных, Office, Программы > MMORPG, ...
  
  Ключи и пин-коды
Steam: случайные, Minecraft, Xbox LIVE (Microsoft Points), Prepaid Debit Cards, Playstation Network, Counter-Strike, Ведьмак, Cities: Skylines, World of Warcraft, Fallout, Hearthstone: Heroes of Warcraft, Grand Theft Auto (GTA), ...
  Электронные книги
В помощь студенту, Контрольные работы, Физика, Математика, Музыка, ноты, тексты песен, Чертежи, Рукоделие, Химия, Дипломы, Аттестация работников, Фантастика, Английский язык, ...
  Цифровые товары
Аккаунты Origin, Аккаунты Uplay, Разное, Аккаунты Fortnite, Аккаунты GTA V, Аккаунты Minecraft, iTunes & App Store, Игровые аккаунты, Аккаунты Steam, Аккаунты Xbox, Sms-reg.com, Анонимные прокси, ...
  Программное обеспечение
Антивирусы, Разблокировка телефонов, Принтеры, Windows, Приватные читы, Спортивные, Программы для сотовых телефонов, Шифрование, Защита ПК, ОС и сетей, Базы данных, Office, Программы > MMORPG, ...