Механическое оборудование: техническое обслуживание и ремонт / В.И. Бобровицкий, В.А. Сидоров. — Донецк: Юго-Восток, 2011. — 238 с.
Система допусков и посадок служит для обеспечения взаимозаменяемости деталей. При сборке двух деталей, входящих одна в другую, различают охватывающую и охватываемую поверхности соединения. Для круглых тел охватывающая поверхность — отверстие, а охватываемая — вал.
Зазор — положительная разность между диаметрами отверстия и вала, характеризующая возможность относительного перемещения соединяемых деталей. Натяг — отрицательная разность между диаметрами отверстия и вала до сборки, характеризующая степень сопротивления смещению одной детали относительно другой после их сборки. Посадка — характер соединения деталей, определяемый разностью между диаметрами отверстия и вала. Допуск — разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами. Поле допуска — зона между наибольшим и наименьшим предельными размерами; верхняя граница поля допуска соответствует наибольшему, а нижняя — наименьшему предельному размеру.
Посадки подразделяют на:
- посадки с зазором (ходовая посадка);
- посадки с натягом (неподвижные посадки);
- переходные посадки.
Наименьший зазор — разность между наименьшим предельным размером отверстия и наибольшим предельным размером вала. Наибольший зазор — разность между наибольшим предельным размером отверстия и наименьшим предельным размером вала. Наибольший натяг — разность между наибольшим предельным размером вала и наименьшим предельным размером отверстия. Наименьший натяг — разность между наименьшим предельным размером вала и наибольшим предельным размером отверстия.
Посадки с нижним отклонением отверстия, равным нулю, составляют систему отверстия. Посадки с верхним отклонением вала, равным нулю, составляют систему вала.
Основные требования к посадкам подшипников качения
Расчетный ресурс подшипника качения может быть обеспечен при правильном выборе характера сопряжения колец с валом и корпусом, то есть при правильном выборе посадок, класса шероховатости и отклонений от геометрической формы посадочных поверхностей. Подшипники качения устанавливаются на валу по системе отверстия, а в корпусе — по системе вала.
Момент трения качения, стремящийся сдвинуть кольцо подшипника относительно посадочного места, обычно меньше момента трения на посадочных поверхностях. Следует обеспечить сохранение точности формы дорожек качения в результате посадки с натягом.
Для выбора посадок большое значение имеет направление действия нагрузки относительно кольца подшипника. Если кольцо подшипника находится в покое относительно направления действия нагрузки, такую нагрузку принято называть местной.
Если кольцо подшипника вращается по отношению к направлению действия нагрузки, то такую нагрузку принято называть циркуляционной. В данном случае кольцо воспринимает нагрузку последовательно всей окружной поверхностью дорожки качения.
Для роликовых подшипников назначают более тугие посадки, чем для шариковых.
Рекомендуемые квалитеты полей допусков валов и корпусов приведены в таблице 7.1 и таблице 7.2 [16]. Для монтажа на вал и в корпус используют систему посадок, изображенную на рисунке 7.1 [16].
Таблица 7.1 – Рекомендуемые посадки подшипников на сплошные стальные валы
Вид нагрузки | Тип подшипника | Диаметр вала | Характер нагружения | Рекомендуемые посадки |
---|---|---|---|---|
Местное нагружение внутреннего кольца | шариковые радиальные и радиально-упорные | все диаметры | подшипник с подвижным внутренним кольцом | L0/g6, L6/g6, L5/g5, L0/j6, L6/j6, L0/h6, L6/h6 |
Циркуляционная нагрузка на внутреннее кольцо | шариковые | до 40 мм | нормальные нагрузки | L0/j6, L6/j6, L5(L4)/j5 |
до 100 мм | легкие нагрузки | L0/j6, L6/j6 | ||
нормальные и тяжелые нагрузки | L0/k6, L6/k6 | |||
до 200 мм | легкие нагрузки | L0/k6, L6/k6 | ||
нормальные и тяжелые нагрузки | L0/m6, L6/m6, L5/m5 | |||
свыше 200 мм | нормальные нагрузки | L0/m6, L6/m6, L5/m5 | ||
тяжелые нагрузки, удары | L0/n6, L6/n6, L5/n5 | |||
роликовые, игольчатые | до 60 мм | легкие нагрузки | L0/j6, L6/j6, L5(L4)/j5 | |
нормальные и тяжелые нагрузки | L0/k6, L6/k6, L5(L4)/k5 | |||
до 200 мм | легкие нагрузки | L0/k6, L6/k6, L5(L4)/k5 | ||
нормальные нагрузки | L0/m6, L6/m6, L5/m5 | |||
тяжелые нагрузки | L0/n6, L6/n6, L5/n5 | |||
до 500 мм | нормальные нагрузки | L0/m6, L6/m6, L0/n6, L6/n6 | ||
тяжелые нагрузки | L0/p6, L6/p6 | |||
свыше 500 мм | нормальные нагрузки | L0/n6, L6/n6 | ||
тяжелые нагрузки | L0/p6 |
Примечание: поле допуска на диаметр отверстия подшипника обозначается Ldmp, то есть для классов точности подшипников 0, 6, 5, 4, 2 должны применять обозначения полей допусков диаметра отверстия в посадке L0, L6, L5, L4, L2. Например, посадка подшипника класса точности 6 с диаметром отверстия 30 мм на вал квалитета h6 обозначается 30L6/h6.
Таблица 7.2 – Рекомендуемые посадки подшипников в стальные и чугунные корпуса
Практика показала, что чаще применяются посадки на вал: g6; h6; j6; k6; m6; n6; p6; r6, в случае более высоких требований к точности вращения — h5; j5; k5; m5; посадки в корпус: G7; Н8; Н7; J7; К7; М7; N7; Р7, а при высоких требованиях к точности вращения: J6; К6; М6; N6; Р6.
При использовании корпусов из легких сплавов необходимы более плотные посадки, чем в случае стали и чугуна, из-за меньшей твердости и большего коэффициента температурного расширения. В таблице 7.2 предусмотрены посадки в цельный корпус. В отдельных случаях при монтаже подшипника в разъемный корпус следует избегать посадок с натягом в корпус вследствие возможного защемления наружного кольца, что может привести к деформации и нарушению распределения сил в подшипнике.
При циркуляционном нагружении требуется неподвижное соединение кольца с валом или корпусом, при местном — более свободное. Выбор посадок по опыту применения по аналогии с существующими подшипниковыми узлами, работающими в равных или близких условиях, является самым распространенным и проверенным.
< 6.6. Цепи, канаты, блоки | Содержание | 7.2. Фундаменты > |
Пока нет комментариев