Ассоциация EAM
Ассоциация эффективного управления производственными активами

4.5. Примеры схем разборки подшипников качения

Механическое оборудование: техническое обслуживание и ремонт / В.И. Бобровицкий, В.А. Сидоров. – Донецк: Юго-Восток, 2011. – 238 с.

Технологические операции, связанные с разборкой подшипников качения, выполняют в следующих случаях:

  • при замене подшипника;
  • при замене межопорных деталей;
  • при дефектах монтажа.

Выполнение этих операций должно соответствовать требованиям:

  • качество посадочных поверхностей не должно ухудшаться;
  • трудоёмкость разборки должна быть минимальной.

При разборке подшипников используют:

  • механические и гидравлические съёмники;
  • слесарный инструмент;
  • гидравлические гайки;
  • ударные ключи;
  • оборудование для гидравлической распрессовки.

Монтаж и разборка подшипников, установленных с натягом, требуют приложения значительных усилий, из-за которых часто возникают повреждения подшипников и валов. Монтажные работы связаны с простоями оборудования. Эти особенности необходимо учитывать при выборе схемы монтажа и разборки.

Во всех случаях работы с подшипниками запрещается наносить удары молотком по кольцам, телам качения и сепаратору подшипника (рисунок 4.20).

Способ повреждения тел качения

Рисунок 4.20 – Способ повреждения тел качения

Разборку подшипников, установленных с натягом непосредственно на шейку вала (рисунок 4.21) или в корпус (рисунок 4.22), лучше всего проводить, используя ручной или гидравлический пресс. При этом усилие передаётся тому кольцу подшипника, которое установлено с натягом.

Разборка подшипников, установленных с натягом на шейку вала

Рисунок 4.21 – Разборка подшипников, установленных с натягом на шейку вала

Разборка подшипников, установленных с натягом в корпус

Рисунок 4.22 – Разборка подшипников, установленных с натягом в корпус

Для разборки подшипникового узла можно использовать приспособление (рисунок 4.23), которое крепится к корпусу через отверстия, предназначенные для крепления крышки. Усилие передаётся через гайку на наружное кольцо подшипника, извлекая его вместе с валом из корпуса.

Извлечение подшипника из корпуса

Рисунок 4.23 – Извлечение подшипника из корпуса

Для разборки подшипников с вала при помощи механических съёмников на валу предусматриваются выемки (рисунок 4.24).

Разборка узла при помощи механического съёмника

Рисунок 4.24 – Разборка узла при помощи механического съёмника

Если захваты съёмника не достают до борта внутреннего кольца подшипника, возможно приложение усилия через смежную деталь (рисунок 4.25).

Схема приложения усилия через смежную деталь

Рисунок 4.25 – Схема приложения усилия через смежную деталь

Если сзади подшипника имеется свободное пространство, применяют съёмники, соединённые с различными вспомогательными разъёмными деталями: стяжные полукольца (рисунок 4.26), скобы и хомуты.

Съёмник, соединённый со вспомогательным кольцом

Рисунок 4.26 – Съёмник, соединённый со вспомогательным кольцом

Как исключение, при отсутствии возможности использования захватов за внутреннее кольцо, допускается захват подшипника за наружное кольцо (рисунок 4.27). При этом возрастает риск повреждения подшипника, и, в случае дальнейшего использования, разборку необходимо проводить при вращении захватов при фиксированном положении винта съёмника.

Захват подшипника за наружное кольцо

Рисунок 4.27 – Захват подшипника за наружное кольцо

Если подшипник упирается в заплечик, то его можно извлечь из корпуса с помощью выколотки из мягкого металла.

Наличие на валах отверстий и канавок для подвода масла значительно облегчает проведение разборки (рисунок 4.28). Масло под давлением подаётся и равномерно распределяется по сопряжённым поверхностям подшипника и вала, снижая до минимума трение между ними.

Гидравлическая распрессовка

Рисунок 4.28 – Гидравлическая распрессовка

Разборка подшипников с закрепительной втулкой может осуществляться с применением как шлицевой гайки и монтажной втулки (рисунок 4.29), так и гидравлической гайки и упорного кольца (рисунок 4.30).

Разборка подшипников с закрепительной втулкой с применением шлицевой гайки и монтажной втулки

Рисунок 4.29 – Разборка подшипников с закрепительной втулкой с применением шлицевой гайки и монтажной втулки

Разборка подшипников с закрепительной втулкой с применением гидравлической гайки и упорного кольца

Рисунок 4.30 – Разборка подшипников с закрепительной втулкой с применением гидравлической гайки и упорного кольца

Разборку подшипников со стяжной втулкой можно проводить с помощью шлицевой гайки, навинчиваемой накидным ключом на резьбу втулки (рисунок 4.31).

Разборка подшипников со стяжной втулкой с помощью шлицевой гайки и накидного ключа

Рисунок 4.31 – Разборка подшипников со стяжной втулкой с помощью шлицевой гайки и накидного ключа

Рисунок 4.31 – Разборка подшипников со стяжной втулкой с помощью шлицевой гайки и накидного ключа

В случае применения гидравлической гайки (рисунок 4.32), поршень надавливает на внутреннее кольцо подшипника, смещая стяжную втулку так, что натяг исчезает, и подшипник легко демонтируется.

Применение гидравлической гайки

Рисунок 4.32 – Применение гидравлической гайки

Наличие отверстий и канавок для подвода масла в стяжной втулке облегчает проведение разборки. Масло под давлением разделяет сопряженные поверхности втулки и подшипника, а последующее навинчивание гайки выталкивает стяжную втулку.

Разборка подшипников со стяжной втулкой упрощает применение гидравлической гайки с одновременным подводом масла на сопряжённые поверхности подшипника и втулки (рисунок 4.33).

Разборка подшипников со стяжной втулкой с применением гидравлической гайки и подводом масла на сопряжённые поверхности подшипника и втулки

Рисунок 4.33 – Разборка подшипников со стяжной втулкой с применением гидравлической гайки и подводом масла на сопряжённые поверхности подшипника и втулки

Разборка посредством индукционного нагрева (рисунок 4.34) наиболее удобна для внутренних колец роликовых цилиндрических подшипников. Размеры нагревателя и форма его конструкции зависят от габаритных размеров и конструкции подшипникового узла.

Индукционный нагреватель

Рисунок 4.34 – Индукционный нагреватель

< 4.4. Примеры монтажных схем подшипников качения Содержание 4.6. Сборка валов и зубчатых колёс >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Аналогичные записи
  • 7.7. Обработка поверхности Обозначение шероховатости поверхности (смотри таблицу 7.3, таблицу 7.4): – знак I применяется для поверхности, вид обработки которой конструктором не устанавливается; – знак II применяется для поверхности, которая должна быть обработана удалением слоя материала, например, точением, фрезерованием, сверлением, шлифованием, полированием, травлением и т.п.; – знак III применяется для поверхности, образуемой без удаления слоя материала, например, литьём, [...]
  • 7.6. Основы термообработки Термообработка металлов и их сплавов — процесс целесообразно выбранных операций нагрева и охлаждения, в результате которого повышаются механические свойства, изменяются физические свойства, а следовательно, увеличивается срок эксплуатации деталей. Основными видами термообработки являются: отжиг, нормализация, закалка и [...]
  • 7.5. Сопротивление материалов Модуль Юнга (модуль упругости первого рода) Е, МПа, Н/мм2 — постоянная упругости в законе Гука в пределах, когда деформация пропорциональна напряжению. Модуль Юнга численно равен напряжению, увеличивающему длину образца в два раза: для стали, Ест = (2,0-2,2)×105 МПа; для чугуна, Еч = 1,2×105 МПа; для меди, Ем = 1,0×105 МПа; для алюминия, Еал = 0,6×105 МПа; [...]
  • 7.4. Мерительный инструмент Механическое оборудование: техническое обслуживание и ремонт / В.И. Бобровицкий, В.А. Сидоров. – Донецк: Юго-Восток, 2011. – 238 с. Мерительный инструмент В зависимости от назначения в процессе производства средства измерения и контроля линейных и угловых величин подразделяются на [...]
  • 7.3. Обозначения и свойства сталей, бронз, баббитов Механическое оборудование: техническое обслуживание и ремонт / В.И. Бобровицкий, В.А. Сидоров. – Донецк: Юго-Восток, 2011. – 238 [...]

Поддержите нас

Подписка

Рубрики