Ассоциация EAM
Ассоциация эффективного управления производственными активами

2.3.6. Подкрановые пути

Крановый путь (рисунок 2.15) – это конструкция, воспринимающая и передающая крановые нагрузки основанию на всём пути передвижения крана. Бывают наземные и надземные крановые пути.

Рисунок 2.15 – Крановый путь: а) наземный; б) надземный

(а)

Рисунок 2.15 – Крановый путь: а) наземный; б) надземный

(б)

Рисунок 2.15 – Крановый путь: а) наземный; б) надземный

Требования к крановым путям изложены в п. 4.19 Правил [1]:

4.19.1. Устройство рельсового кранового пути, за исключением пути железнодорожных кранов, должно осуществляться по проектной документации, которая хранится субъектом хозяйственной деятельности вместе с паспортом.
Устройство рельсового пути башенных кранов должно отвечать требованиям НД.
Устройство рельсового пути башенных кранов должно соответствовать требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Украины, утвержденных приказом Министерства транспорта Украины от 20.12.96 № 411, зарегистрированных в Министерстве юстиции Украины 25.02.97 под № 50/1854 (с изменениями).
При установке грузоподъемного крана на эксплуатируемый крановый путь последний должен быть проверен расчетом на допустимость такой нагрузки.

4.19.2. В проекте надземного рельсового кранового пути должны содержаться такие основные сведения:

  • конструкция подрельсовых опорных элементов (подкрановых балок);
  • тип рельсов;
  • допустимая нагрузка на рельсы от колес крана;
  • способ крепления рельсов между собой и к опорным элементам;
  • наличие подкладок под рельсами, конструкция подкладок и способ их установки;
  • зазор между рельсами;
  • предельно допустимые величины общего продольного уклона, допуски на ширину пути и на разность уровня головок рельсов;
  • конструкция (тип) тупиковых упоров и допустимая нагрузка на них, тип отключающего устройства ограничителя передвижения крана;
  • наличие вдоль пути ограждения;
  • устройство заземления рельсового пути.

4.19.3. В проекте наземного рельсового кранового пути дополнительно к сведениям, приведенным в п. 4.19.2 настоящих Правил, должны указываться:

  • план рельсового пути с привязкой к прилегающей территории, с указанием основных размеров пути (ширины и длины) и участка для стоянки крана в нерабочем состоянии;
  • конструкция нижнего устройства:
    • длина и ширина земляного полотна;
    • продольный и поперечный уклон (в зависимости от типа грунта);
    • поперечный профиль земляного полотна с размерами;
    • расположение и тип водоотводных приспособлений;
    • типы и физико-механические характеристики грунта земляного полотна;
      степень уплотнения земляного полотна;
  • конструкция верхнего устройства рельсового пути:
    • размер балластной призмы, типы и физико-механические характеристики материалов балластной призмы;
    • тип, сечение и длина опорных элементов (шпал или железобетонных балок);
    • расстояние между шпалами;
    • конструкция подкладок и упругих элементов;
    • конструкция лотков и настилов для кабеля;
  • допустимый минимальный радиус кривой на криволинейных участках пути (при наличии);
  • предельно допустимые значения упругого проседания под колесами;
  • конструкция переезда через рельсовый путь для автомобильного транспорта (при необходимости);
  • место монтажа крана и регламент обкатки рельсового пути;
  • пояснительная записка с обоснованием проектных решений и расчетами.

4.19.4. Крановые пути (за исключением путей башенных и железнодорожных кранов), пути однорельсовых тележек, оборудованные стрелками или поворотными кругами, а также переходы, служащие для передвижения грузоподъемного крана или его грузовой тележки с одного пути на другой, должны соответствовать таким требованиям:

  • в местах перехода грузоподъемного крана или его грузовой тележки с одного пути на другой должно обеспечиваться их плавное передвижение;
  • для предотвращения расцепления двух сомкнутых рельсов кранового пути, а также рельса кранового пути с рельсом стрелки или поворотного круга, должны быть установлены замки, надежно замыкающие сомкнутые рельсы и имеющие электрическую блокировку, исключающую передвижение грузоподъемного крана или его грузовой тележки при незапертом замке; для механизмов с ручным приводом электрическая блокировка может быть заменена механической;
  • размыкающиеся участки пути, а также рельсы стрелок и поворотных кругов должны оборудоваться автоматически действующими затворами, исключающими сход грузоподъемного крана или его грузовой тележки с рельсового пути;
  • перевод стрелки или поворотного круга должен производиться с помощью специального механизма, управляемого с пола или из кабины;
  • напряжение на главные троллеи крана, на механизмы управления стрелок и электрические аппараты блокировочных устройств должно подаваться с помощью одного выключателя.

4.19.5. Рельсы опорных кранов и грузовых тележек должны крепиться так, чтобы исключалось боковое и продольное их смещение при передвижении и работе крана. При креплении рельсов с помощью сварки должна быть исключена возможность их тепловой деформации.

4.19.6. Переезд автомашин и автопогрузчиков через пути козловых и башенных кранов допускается в исключительных случаях, когда объезд путей невозможен. Меры безопасности разрабатываются субъектом хозяйственной деятельности с учетом интенсивности работы кранов и движения транспорта.

4.19.7. Пересечение путей козловых, башенных и портальных кранов с рельсовыми путями заводского транспорта, а также портального крана с железнодорожным путем разрешается при условии разработки мероприятий по предупреждению столкновения работающих кранов с подвижным составом, согласованных субъектом хозяйственной деятельности с владельцем пути заводского транспорта или железнодорожного пути.

4.19.8. Предельные величины отклонений кранового пути от проектного положения, указанные в руководстве по эксплуатации грузоподъемного крана, не должны превышать величин, приведенных в приложении 2 настоящих Правил. Повреждения и дефекты рельсов и шпал кранового пути не должны превышать критериев браковки, приведенных в приложении 3 настоящих Правил.

4.19.9. В проекте рельсового пути должен быть определен участок для стоянки грузоподъемного крана в нерабочем состоянии.

4.19.10. При наличии подземных коммуникаций, проложенных ранее без учета последующего устройства над ними рельсового пути, должен быть выполнен расчет с целью исключения возможности повреждения этих коммуникаций и при необходимости разработан проект их перекрытия.

4.19.11. Готовность рельсового пути к эксплуатации должна быть подтверждена актом сдачи-приемки пути (приложение 4 настоящих Правил), к которому прилагаются результаты нивелирования профилей рельсового пути, а также проверки размеров пути. Акт сдачи-приемки пути должен храниться вместе с паспортом грузоподъемного крана.

В соответствии с п. 4.19.8 Правил [1] предельные величины отклонений кранового пути от проектного положения, указанные в руководстве по эксплуатации грузоподъёмного крана, не должны превышать величин, приведенных в Приложении 2 Правил [1]. Повреждения и дефекты рельсов и шпал кранового пути не должны превышать критериев браковки, приведенных в Приложении 3 настоящих Правил [1].

Перечень ссылок

  1. НПАОП 0.00-1.01-07. Правила будови і безпечної експлуатації вантажопідіймальних кранів // Затв. Наказом Державного комітету України з промислової безпеки, охорони праці та гірничого нагляду 18.06.2007 №132.

Вопросы для контроля

  1. Каковы предельные величины отклонений кранового пути от проектного положения, а также критерии браковки рельсов и шпал кранового пути?
Материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Аналогичные записи
  • 2.4.3. Приборы и устройства безопасности К приборам и устройствам безопасности грузоподъёмных кранов и машин относят [2]: ограничители грузоподъёмности; ограничители пути движения (рабочих движений крана); ограничители перекоса металлоконструкции крана (применяют на специальных козловых кранах большой грузоподъёмности с большими пролетами); блок-контакты; противоугонные устройства; упоры и буферы; опорные детали; предохранительные щитки; устройства электробезопасности; [...]
  • 2.4.2. Гидропривод Основными преимуществами гидравлического привода по сравнению с электроприводом, которые обусловили его применение в грузоподъёмных машинах, являются: плавное бесступенчатое регулирование скорости движения рабочих органов машин; большая перегрузочная способность; меньшая масса и размеры, приходящиеся на единицу передаваемой мощности; малая инерционность привода; сравнительная простота осуществления автоматизации управления и защиты; высокая надежность и [...]
  • 2.4.1. Электрооборудование К электрооборудованию грузоподъёмных кранов и машин относятся [2]: крановые электродвигатели, предназначенные для преобразования электрической энергии в механическую с целью придания движения механизмам крана; пускорегулирующие резисторы, предназначенные для регулирования частоты вращения двигателя, уменьшения пускового тока до значения, безопасного для двигателя и сети, и увеличения вращающего пускового момента; контроллеры, предназначенные для включения и регулирования пусковых характеристик электродвигателей; [...]
  • 2.3.8. Прочее крановое оборудование 2.3.8.1. Кабина управления Для размещения органов и осуществления непосредственного управления грузоподъёмным краном оборудуют кабины управления (рисунок 2.18). Конструкция кабины управления грузоподъёмным краном и место её установки должны обеспечить крановщику беспрепятственный обзор рабочей зоны крана с момента захвата груза до момента освобождения от него, а также гарантировать безопасную работу на кране. [...]
  • 2.3.7. Металлоконструкции Металлоконструкция (рисунок 2.16) является основной частью грузоподъёмного крана, воспринимающей рабочие нагрузки, разрушение которой связано с тяжёлыми последствиями, поэтому в процессе эксплуатации крана их состоянию уделяется повышенное [...]

Поддержите нас

Подписка

Рубрики