Ассоциация EAM
Ассоциация эффективного управления производственными активами

2.3.2. Канаты и цепи

2.3.2. Канаты и цепиКанаты и цепи используются в грузоподъёмных машинах в качестве гибкого органа для передачи усилия от привода к грузу, как правило, при выполнении операций по подъёму и опусканию последнего.

Требования к канатам изложены в п. 4.6 Правил [1]. Их расчёт осуществляется в соответствии с методикой, приведенной в п. 4.6.9 Правил [1].

4.6.1. Стальные канаты, которые применяются как грузовые, стреловые, вантовые, несущие, тяговые и стропы, должны быть снабжены документом изготовителя канатов об их качестве, а при его отсутствии – документом испытательной лаборатории, аккредитованной в установленном порядке, об испытании канатов согласно требованиям НД.

Тип канатов должен выбираться согласно НД.

Применение канатов, изготовленных за рубежом, разрешается при условии наличия документа об их качестве изготовителя канатов (сертификата, декларации и т.п.).

4.6.2. Крепление и расположение канатов на грузоподъемном кране или машине должны исключать спадание их с барабанов или блоков и перетирание вследствие соприкосновения канатов с элементами конструкций или друг с другом.

4.6.3. Петля на конце каната для его закрепления на грузоподъемном кране или машине должна быть выполнена:

– с применением коуша с заплеткой свободного конца каната или с установкой зажимов;

– с применением стальной кованой, штампованной, литой втулки и клина;

– путем заливания легкоплавким сплавом или другим способом в соответствии с требованиями НД.

Применение сварных втулок не разрешается (кроме крепления неподвижного конца каната с помощью втулки, приваренной к сварному барабану или металлоконструкции грузоподъемного крана или машины, в соответствии с требованиями технических условий на изготовление).

4.6.4. На поверхностях корпусов, втулок и клиньев не должно быть острых кромок, о которые может перетираться канат. Клиновая втулка и клин должны иметь маркировку, которая отвечает диаметру каната.

4.6.5. Количество проколов основной ветви каната каждой полной прядью во время заплетки должно отвечать указанным в табл. 1.

Последний прокол каждой прядью выполняется половинным количеством ее проволок (половинным сечением пряди). Разрешается последний прокол делать половинным количеством прядей каната.

Места заплетки с выступающими концами проволок прядей на 10…30 мм в обе стороны в зависимости от диаметра каната должны быть плотно обмотаны мягкой проволокой, концы которой заправляются способом, предупреждающим их разматывание, или изолированы другим способом, который исключает повреждение рук работников.

Таблица 1. Количество проколов каната прядями во время заплетки

Диаметр стального каната, мм Количество проколов каждой полной прядью, не менее
До 14  включительно

Свыше 14 до 27

27-60

4

5

6

4.6.6. Количество зажимов определяется расчетом, но их должно быть не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната от последнего зажима должны быть не менее шести диаметров каната.

Для избежания деформации каната зажимы должны устанавливаться колодкой к основной ветви.

Установка зажимов горячим (кузнечным) способом не допускается. Усилие (момент) затягивания гаек зажимов должно отвечать указанному в руководстве по эксплуатации.

4.6.7. Крепление каната к барабану производится способом, который допускает возможность замены каната. В случае применения прижимных планок количество их определяется расчетом, но должно быть не менее двух.

Длина свободного конца каната от последней прижимной планки должна быть не менее двух диаметров каната. Выгибать свободный конец каната под прижимной планкой или на расстоянии менее трех диаметров каната от планки не разрешается.

Канаты грузоподъемных кранов и машин, которые транспортируют расплавленный или раскаленный металл и жидкие шлаки, должны быть защищены от непосредственного действия излучаемого тепла и брызг металла установкой соответствующих ограждений.

Стальные канаты, которые применяются как грузовые, стреловые, вантовые, несущие и тяговые, должны быть проверены расчетом по формуле:

Fo≥Zp∙S,

где Fo – разрывное усилие каната в целом, которое принимается по документу изготовителя о качестве каната или документу о его испытаниях, а во время разработки – по данным стандарта, Н;
Zp – минимальный коэффициент использования каната (минимальный коэффициент запаса прочности каната), определенный по табл. 2 и 3;
S – наибольшее расчетное натяжение ветви каната, указанное в паспорте грузоподъемного крана или машины, Н.

Если в стандарте или в документе изготовителя о качестве каната или документе об их испытании приведено суммарное разрывное усилие проволок каната, величина Fo определяется путем умножения суммарного разрывного усилия на коэффициент 0,83.

Таблица 2. Минимальные значения коэффициентов использования канатов

Группа классификации (режима работы) механизма в соответствии с приложением 1 этих правил Подвижные канаты Неподвижные канаты
Zp
M1

M2

M3

M4

M5

M6

M7

M8

3,15

3,35

3,55

4,00

4,50

5,60

7,10

9,00

2,5

2,5

3,0

3,5

4,0

4,5

5,0

5,0

Таблица 3. Минимальные значения коэффициентов использования канатов Zp для стреловых самоходных кранов

Группа классификации (режима работы) крана* Подвижные канаты Неподвижные канаты
Подъема груза Подъема, опускания стрелы Изменения длины стрелы Во время монтажа Во время эксплуатации Во время монтажа
Группа классификации (режима работы) механизма* Zp Группа классификации (режима работы) механизма* Zp Группа классификации (режима работы) механизма* Zp Zp Zp Zp
A1

A2

A3

M3

M4

M5

3,55

4,00

4,50

М2

М3

М3

3,35

3,35

3,35

М1

М2

М1**

3,15

3,35

3,15

3,05 3,0 2,73
* Для автомобильных кранов грузоподъемностью до 16 т включительно принимается группа классификации (режима работы) А3.

** Без груза

В случае работы в опасных условиях (транспортировка расплавленного металла, шлака, ядовитых и взрывчатых веществ, ядерного топлива) запрещено использовать группу классификации (режим работы) ниже М5. При расчете канатов, предназначенных для подъема работников, % нужно принимать как для группы классификации (режима работы) М8.

Браковка канатов грузоподъёмных кранов и машин, которые находятся в эксплуатации, должна проводиться в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации грузоподъёмного крана или машины. При отсутствии в руководстве по эксплуатации соответствующего раздела браковка проводится согласно рекомендациям, приведенным в Приложении 10 Правил [1].

Для оценки безопасности использования канатов применяют такие критерии:

– характер и количество обрывов проволок, в том числе наличие обрывов проволок возле концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность роста количества обрывов проволок;
– разрыв пряди;
– поверхностный и внутренний износ;
– поверхностная и внутренняя коррозия;
– местное уменьшение диаметра каната, в том числе и вследствие состояния сердечника;
– уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потеря внутреннего сечения);
– деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания сердечника, проволок и прядей, раздавливания, перекручивания, заломов, перегибов, местное увеличение диаметра каната и т.д.;
– повреждения в результате термического действия или электрического дугового разряда.

 

Требования к цепям изложены в п. 4.8 Правил [1].

4.8.1. Грузовые пластинчатые, грузоподъемные сварные калиброванные и некалиброванные, якорные цепи, которые применяются на грузоподъемных кранах и машинах, а также для изготовления стропов, должны отвечать требованиям НД.

Грузоподъемные сварные цепи должны быть короткозвенными.

Для работы на звездочке должны применяться калиброванные цепи. Некалиброванные цепи предназначаются для работы на гладком барабане.

Якорные цепи могут применяться без распорок и с распорками.

4.8.2. Цепи должны быть снабжены документом изготовителя об их испытаниях согласно требованиям НД, по которым они изготовлены.

В случае отсутствия указанного документа изготовителя должны быть проведены испытательной лабораторией, аккредитованной в установленном порядке, испытание образца цепи и проверка согласно требованиям НД.

4.8.3. Крепление и расположение цепей на грузоподъемном кране или машине должны исключать их спадание со звездочек и блоков и заклинивание между звездочкой (блоком) и элементами конструкции.

4.8.4. Коэффициент запаса прочности грузоподъемных цепей относительно разрушающей нагрузки принимается по табл. 5.

4.8.5. Сращивание цепей разрешается выполнять сваркой или с помощью специальных соединительных звеньев, рекомендованных изготовителем цепи. После сращивания цепь испытывается нагрузкой, которая в 1,25 раза превышает ее расчетное тяговое усилие, на протяжении 10 минут. После испытания не должно быть остаточной деформации цепи.

4.8.6. Сварные калиброванные и пластинчатые цепи во время работы на звездочке должны находиться одновременно в полном зацеплении не менее чем с двумя зубьями звездочки.

Таблица 5. Минимальные коэффициенты запаса прочности грузоподъемных цепей

Тип цепи Группа классификации (режима работы) механизма в соответствии с приложением 1 к этим Правилам
М1, М2 М3-М8
Грузовая пластинчатая 3 5
Грузовая сварная и якорная, которые работают на гладком барабане, или для подвешивания электромагнитов и т. д. 3 6
Грузовая сварная, которая работает на звездочке (калиброванной) 3 8

Перечень ссылок

  1. НПАОП 0.00-1.01-07. Правила будови і безпечної експлуатації вантажопідіймальних кранів // Затв. Наказом Державного комітету України з промислової безпеки, охорони праці та гірничого нагляду 18.06.2007 №132.

Вопросы для контроля

  1. На основании каких критериев осуществляется браковка канатов?
Материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Аналогичные записи
  • 2.4.3. Приборы и устройства безопасности К приборам и устройствам безопасности грузоподъёмных кранов и машин относят [2]: ограничители грузоподъёмности; ограничители пути движения (рабочих движений крана); ограничители перекоса металлоконструкции крана (применяют на специальных козловых кранах большой грузоподъёмности с большими пролетами); блок-контакты; противоугонные устройства; упоры и буферы; опорные детали; предохранительные щитки; устройства электробезопасности; [...]
  • 2.4.2. Гидропривод Основными преимуществами гидравлического привода по сравнению с электроприводом, которые обусловили его применение в грузоподъёмных машинах, являются: плавное бесступенчатое регулирование скорости движения рабочих органов машин; большая перегрузочная способность; меньшая масса и размеры, приходящиеся на единицу передаваемой мощности; малая инерционность привода; сравнительная простота осуществления автоматизации управления и защиты; высокая надежность и [...]
  • 2.4.1. Электрооборудование К электрооборудованию грузоподъёмных кранов и машин относятся [2]: крановые электродвигатели, предназначенные для преобразования электрической энергии в механическую с целью придания движения механизмам крана; пускорегулирующие резисторы, предназначенные для регулирования частоты вращения двигателя, уменьшения пускового тока до значения, безопасного для двигателя и сети, и увеличения вращающего пускового момента; контроллеры, предназначенные для включения и регулирования пусковых характеристик электродвигателей; [...]
  • 2.3.8. Прочее крановое оборудование 2.3.8.1. Кабина управления Для размещения органов и осуществления непосредственного управления грузоподъёмным краном оборудуют кабины управления (рисунок 2.18). Конструкция кабины управления грузоподъёмным краном и место её установки должны обеспечить крановщику беспрепятственный обзор рабочей зоны крана с момента захвата груза до момента освобождения от него, а также гарантировать безопасную работу на кране. [...]
  • 2.3.7. Металлоконструкции Металлоконструкция (рисунок 2.16) является основной частью грузоподъёмного крана, воспринимающей рабочие нагрузки, разрушение которой связано с тяжёлыми последствиями, поэтому в процессе эксплуатации крана их состоянию уделяется повышенное [...]

Поддержите нас

Подписка

Рубрики