Ассоциация EAM
Ассоциация эффективного управления производственными активами

2.3.1. Грузозахватные органы и приспособления

В зависимости от технологического предназначения грузоподъёмная машина может быть оборудована крюком, магнитом, грейфером, клещами или другим грузозахватным органом.

Наибольшее распространение получили крюковые подвески, среди которых различают: нормальные (рисунок 2.10а) и укороченные (рисунок 2.10б).

2.3.1. Грузозахватные органы и приспособления

(а)                                                 (б)

Рисунок 2.10 – Виды крюковых подвесок

Требования к грузозахватным органам изложены в п. 4.5 Правил [1]:

  • к крюкам:

4.5.1. Грузовые кованные, штампованные и пластинчатые крюки должны соответствовать НД.
Применение крюков специального исполнения разрешается при условии наличия согласования НД на их изготовление со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по промышленной безопасности и охране труда, а крюков, изготовленных за рубежом, – при наличии документа об их качестве изготовителя крюков (сертификата, декларации и т.п.).

4.5.2. Крюки грузоподъемностью свыше 3 т (кроме крюков кранов специального назначения) устанавливаются на закрытых опорах качения с применением упорных подшипников.

4.5.3. Крюки грузоподъемных кранов и электрических талей оборудуются предохранительным замком, который исключает самопроизвольное выпадение съемного грузозахватного приспособления.
Грузовые крюки портальных кранов, которые работают в портах, а также кранов, которые транспортируют расплавленный металл или жидкий шлак, могут не оснащаться предохранительными замками. Применение крюков, не оснащенных предохранительным замком, в других грузоподъемных кранах разрешается при условии использования канатных или цепных грузозахватных приспособлений, исключающих возможность выпадения их из зева крюка.

4.5.4. Предохранительные замки для однорогих крюков, которые применяются в грузоподъемных кранах и машинах общего назначения, должны соответствовать требованиям НД.

4.5.5. Крепление кованого и штампованного крюка грузоподъемностью 5 т и больше, а также вилы пластинчатого крюка в траверсе должны исключать самопроизвольное отвинчивание гайки, для чего она закрепляется стопорной планкой. Допускаются другие способы стопорения гайки, если это предусмотрено техническими условиями на изготовление грузоподъемного крана или машины. Стопорение гайки с помощью шплинтов или стопорных болтов не разрешается независимо от грузоподъемности.

4.5.6. На грузовых кованых, штампованных и пластинчатых крюках должны быть нанесены обозначения согласно требованиям НД. На грузовых крюках специального исполнения обозначения наносятся согласно техническим условиям на их изготовление.
В тех случаях, когда пластинчатый крюк подвешивается к траверсе при помощи вилки, она должна иметь такую же маркировку, что и крюк.

4.5.7. Грузовые крюки специального исполнения снабжаются документом, который подтверждает их качество, с указанием изготовителя, номера крюка по системе нумерации изготовителя, года изготовления, грузоподъемности и материала, из которого они изготовлены.

  • к грейферам:

4.5.8. Конструкция грейфера не должна допускать самопроизвольного раскрытия, а конструкция канатного грейфера, кроме того, – выхода канатов из ручьев блоков.
Грузоподъемность грейфера должна быть подтверждена расчетом с учетом коэффициента заполнения грейфера и максимальной плотности перегружаемого материала, а также испытаниями согласно требованиям пункта 7.5.2 этих Правил.
Канатные грейферы для навалочных грузов должны отвечать требованиям НД.

4.5.9. Грейфер снабжается табличкой с указанием наименования или товарного знака изготовителя, порядкового номера по системе нумерации изготовителя, собственной массы грейфера, условного обозначения грейфера. Таблички канатного грейфера для навалочных грузов должны отвечать требованиям НД. В случае повреждения таблички изготовителя последняя должна быть восстановлена субъектом хозяйствования.
Грейферы, изготовленные для самостоятельной поставки, дополняются, кроме таблички, паспортом и руководством по эксплуатации.

  • к другим грузозахватным органам:

4.5.10. Требования к другим грузозахватным органам, которые являются частью грузоподъемного крана или машины и подвешены непосредственно на канатах (грузоподъемные магниты, траверсы, вилки, спредеры, управляемые захваты для металлопроката, бревен, труб и т.п.), должны отвечать требованиям НД и должны быть изложены в технических условиях для изготовления этих кранов и машин или в документах, которые их заменяют (далее технические условия).

Предельные нормы браковки крюков (условия замены) [1]:

  1. Трещины и надрывы на поверхности.
  2. Износ больше 10% первичной высоты вертикального сечения крюка.
  3. Увеличение размера зева крюка больше 12% первичного размера

В крюках кранов возникают следующие неисправности [2]:

  • износ опорного подшипника;
  • трещины и подрезы в крюке или траверсе;
  • повреждение резьбы на хвостовике;
  • выработка тела крюка в зеве;
  • изогнутость крюка;
  • погнутость щёк обоймы;
  • износ и задиры цапф траверсы;
  • износ ручьёв блоков;
  • трещины и отколы в блоках;
  • разработка отверстий в ступицах блоков или втулок.

Заварка или заделка дефектов крюка запрещается. [3]

Обойму с блоками и крюком при ремонтах разбирают, детали осматривают. Опорный шариковый подшипник при изношенности канавки для шариков более 1,5 мм заменяют новым.

На цапфах траверсы крюка не допускаются риски и задиры глубиной более 0,5 мм и овальность более 0,6 мм. Для устранения этих неисправностей протачивают цапфы, при этом их диаметр после обработки не должен быть менее 92% размера по чертежу.

Разработку отверстий в ступицах блоков или втулок допускают в пределах 0,5 мм по диаметру. При большем износе втулки заменяют новыми. Изношенные отверстия блоков растачивают и в них вставляют втулки толщиной 3-4 мм. Предельно изношенные блоки заменяют новыми.

Погнутые щёки обоймы выправляют и после сборки соединяют между собой стяжными болтами, имеющими исправную резьбу. Крепление крюка в траверсе должно быть надёжным, для чего необходимо, чтобы гайка крюка имела исправную резьбу, а на её теле не было трещин. Для предупреждения гайки от самопроизвольного отвинчивания в обязательном порядке ставится стопорный болт диаметром 10 мм. Стопорные планки обоймы должны быть исправными и надёжно закреплены болтами. [2]

Съёмные (навешиваемые) грузозахватные приспособления (стропы, зажимы, захваты, траверсы и тд.) применяют для соединения перемещаемого груза с грузовым органом грузоподъёмного крана. Они не являются принадлежностью крана и представляют собой самостоятельное изделие многократного использования.

Стропы (канатные, цепные, текстильные) относятся к наиболее простым в конструктивном исполнении грузозахватным приспособлениям и представляют собой гибкие элементы с концевыми креплениями и захватными органами различных конструкций. [3]

Требования к съёмным грузозахватным приспособлениям изложены в п. 4.18 Правил [1]:

  • общие:

4.18.1. Съемные грузозахватные приспособления (стропы, зажимы, захваты, траверсы и т.д.) и их составные части должны соответствовать требованиям действующих НД.

4.18.8. Для съемных моторных грейферов или других грузозахватных приспособлений, поворот которых в вертикальной плоскости в процессе эксплуатации недопустим, должна быть обеспечена фиксация грузозахватного приспособления относительно корпуса крюковой подвески.

  • к стропам:

4.18.2. Расчет стропов, выполненных из разрешенных для этих целей материалов, проводится с учетом количества ветвей канатов и угла наклона их к вертикали.
Допустимую рабочую нагрузку на строп определяют при условии равномерного натяжения каждой из ветвей и соблюдения расчетного угла 45° между ветвью и вертикалью. Допускается назначать дополнительную рабочую нагрузку на строп для угла наклона ветви к вертикали 60°.
Для стропа с количеством ветвей больше трех, воспринимающих расчетную нагрузку, учитывают в расчете не более трех ветвей. При расчете стропов, предназначенных для транспортировки заранее известного груза, в качестве расчетных углов между ветвью стропа и вертикалью могут быть приняты фактические углы.

4.18.3. Для канатных стропов из стальных канатов должны использоваться стальные канаты крестовой свивки в соответствии с требованиями НД.
Коэффициент запаса разрывного усилия каната относительно нагрузки отдельной ветви стропа должен быть не менее 6.

4.18.4. Концы канатов стропов заправляются опрессовкой алюминиевыми втулками, обжатием стальными втулками или заплеткой в соответствии с требованиями пункта 4.6.5 настоящих Правил.

4.18.5. Для цепных стропов должны использоваться круглозвенные цепи в соответствии с требованиями НД. Коэффициент запаса разрушающей нагрузки цепи относительно нагрузки отдельной ветви стропа должен быть не менее 4.

4.18.6. Конопляные, хлопчатобумажные, сизалевые канаты, применяемые для изготовления стропов, должны соответствовать требованиям НД.
Возможность использования для изготовления стропов канатов из синтетических материалов (полиамидных, полипропиленовых, полиэфирных) и комбинированных, а также лент устанавливается техническими условиями.
Коэффициент запаса разрывного усилия по отношению к нагрузке отдельной ветви стропа должен быть для канатов и лент из синтетических материалов не менее 7, а для канатов из натуральных волокон – не менее 8.

4.18.7. Заплетка в конопляном, хлопчатобумажном, сизалевом канате должна иметь не менее двух полных и двух половинных пробивок. Место заплетки должно быть обмотано веревкой или защищено другим способом.

Браковка сменных грузозахватных приспособлений, находящихся в эксплуатации, должна проводиться согласно нормативным документам, которые определяют порядок, методы браковки и браковочные показатели. При отсутствии нормативных документов браковку элементов канатных и цепных стропов проводят в соответствии с рекомендациями, приведенными в Приложении 12 Правил [1]:

Канатный строп подлежит браковке, если количество видимых обрывов наружных проволок каната превышает приведенное в табл.12.1.

Таблица 12.1

Стропы из канатов
двойного витья
Количество видимых обрывов
проволок на участке канатного стропа
длиной
3d 6d 30d
4 6 16
Примечание. d – диаметр каната, мм

Цепной строп подлежит браковке в случае удлинения звена цепи больше 3% первичного размера (рис. 12.1) и в случае уменьшения диаметра сечения звена цепи вследствие износа больше 10% (рис. 12.2).

2.3.1. Грузозахватные органы и приспособления

Перечень ссылок

  1. НПАОП 0.00-1.01-07. Правила будови і безпечної експлуатації вантажопідіймальних кранів // Затв. Наказом Державного комітету України з промислової безпеки, охорони праці та гірничого нагляду 18.06.2007 №132.
  2. Строй-Техника.ру: Строительные машины и оборудование, справочник. – http://stroy-technics.ru.
  3. Оксанич Л.В. Учебное пособие для стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъёмными машинами // Консалтинговый проект «EAM». – https://eam.su/materialy#obshhetexnicheskie-svedeniya/uchebnoe-posobie-dlya-stropalshhikov-po-bezopasnomu-proizvodstvu-rabot-gruzopodyomnymi-mashinami.

Вопросы для контроля

  1. Каковы характерные неисправности и предельные нормы браковки крюков?
Материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Аналогичные записи
  • 2.4.3. Приборы и устройства безопасности К приборам и устройствам безопасности грузоподъёмных кранов и машин относят [2]: ограничители грузоподъёмности; ограничители пути движения (рабочих движений крана); ограничители перекоса металлоконструкции крана (применяют на специальных козловых кранах большой грузоподъёмности с большими пролетами); блок-контакты; противоугонные устройства; упоры и буферы; опорные детали; предохранительные щитки; устройства электробезопасности; [...]
  • 2.4.2. Гидропривод Основными преимуществами гидравлического привода по сравнению с электроприводом, которые обусловили его применение в грузоподъёмных машинах, являются: плавное бесступенчатое регулирование скорости движения рабочих органов машин; большая перегрузочная способность; меньшая масса и размеры, приходящиеся на единицу передаваемой мощности; малая инерционность привода; сравнительная простота осуществления автоматизации управления и защиты; высокая надежность и [...]
  • 2.4.1. Электрооборудование К электрооборудованию грузоподъёмных кранов и машин относятся [2]: крановые электродвигатели, предназначенные для преобразования электрической энергии в механическую с целью придания движения механизмам крана; пускорегулирующие резисторы, предназначенные для регулирования частоты вращения двигателя, уменьшения пускового тока до значения, безопасного для двигателя и сети, и увеличения вращающего пускового момента; контроллеры, предназначенные для включения и регулирования пусковых характеристик электродвигателей; [...]
  • 2.3.8. Прочее крановое оборудование 2.3.8.1. Кабина управления Для размещения органов и осуществления непосредственного управления грузоподъёмным краном оборудуют кабины управления (рисунок 2.18). Конструкция кабины управления грузоподъёмным краном и место её установки должны обеспечить крановщику беспрепятственный обзор рабочей зоны крана с момента захвата груза до момента освобождения от него, а также гарантировать безопасную работу на кране. [...]
  • 2.3.7. Металлоконструкции Металлоконструкция (рисунок 2.16) является основной частью грузоподъёмного крана, воспринимающей рабочие нагрузки, разрушение которой связано с тяжёлыми последствиями, поэтому в процессе эксплуатации крана их состоянию уделяется повышенное [...]

Поддержите нас

Подписка

Рубрики