Муфты служат для соединения валов, расположенных на одной оси или под углом друг к другу, с целью передачи крутящего момента. В зависимости от назначения муфты, применяемые в грузоподъёмных машинах, бывают [1]:
- Соединительные муфты, в числе которых используются:
- неподвижные (глухие) муфты, которые применяются для неразъёмного соединения длинных валов. Наибольшее распространение получили дисковые глухие муфты (рисунок 2.5а), состоящие из двух полумуфт (дисков), соединенных друг с другом болтами, плотно поставленными (без зазоров) в тело полумуфт;
- подвижные (компенсирующие) муфты, которые допускают некоторое смещение осей соединяемых валов и подразделяются на:
- упругие (эластичные) муфты, среди которых наибольшее распространение в грузоподъёмных машинах получили втулочно-пальцевые муфты с эластичной связью в виде резиновых втулок, надетых на стальные пальцы, закреплённые в ведущем диске (рисунок 2.5б). При использовании этих муфт допускается предельное радиальное смещение валов при отсутствии перекоса 0,2…0,6 мм при диаметре вала 38…120 мм, а угол перекоса без смещения валов – не более 1°;
- жёсткие муфты, среди которых в грузоподъёмных машинах наибольшее распространение получили:
- зубчатые муфты (рисунок 2.5в), имеющие «плавающее» звено, соединённое зубьями внутреннего и внешнего зацепления с дисками (полумуфтами), закрепленными на концах соединяемых валов. Допустимое радиальное смещение валов без перекоса 1,1…3,1 мм для валов диаметром 38…120 мм, перекосы без смещения валов до 1,5°;
- цепные муфты (рисунок 2.5г) состоят из двух втулок, закреплённых на концах соединяемых валов и имеющих одинаковые звездочки, на которые надевается соединяющая их роликовая цепь. Благодаря зазорам между зубьями звёздочек и цепью и деформации цепи, допускается некоторый перекос соединяемых валов. Для лучшей смазки цепную муфту закрывают кожухом, заполненным маслом;
- крестово-кулисные муфты (рисунок 2.5д) применяются для соединения тихоходных валов, передающих большой крутящий момент. Эта муфта состоит из трех дисков: диски заклинивают на концах соединяемых валов, а между ними в пазах ставят средний диск.
- Муфты включения, предназначенные для включения тех или иных механизмов в грузоподъёмных машинах:
- фрикционные муфты конусного (рисунок 2.6) и ленточного типа являются наиболее часто применяемыми для включения механизмов грузоподъёмных машин под нагрузкой. Ленточные фрикционные муфты бывают с наружной лентой, охватывающей шкив, или с внутренней, работающей на сжатие. Ленточные фрикционные муфты пригодны для передачи вращения только в одном направлении;
- кулачковые муфты (рисунок 2.7) в современных конструкциях грузоподъёмных машин применяют редко и только для второстепенных редко используемых механизмов, которые по условиям работы в момент включения находятся без движения или медленно вращаются. Вместо кулачковой муфты иногда применяют передвижную шестерню, вводимую для включения механизма в зацепление путем передвижения её вдоль вала.
- Муфты предельного момента регулируются на передачу номинального крутящего момента и при действии чрезмерных сил проворачиваются, предохраняя другие элементы конструкции от поломок.
При осмотрах муфт необходимо:
- проверить, не нарушена ли посадка полумуфт на валах;
- проверить (путём простукивания) надёжность затяжки болтовых креплений в месте разъёма муфт;
- осмотреть состояние и крепление кожухов муфт.
При ревизии муфт необходимо:
- проверить состояние полумуфт, нет ли трещин (наличие трещин обнаруживается по звуку при лёгком обстукивании молотком, по масляным подтёкам и скоплению пыли возле повреждённых мест или по пятнам, появляющимся при лёгком обстукивании молотком);
- проверить стабильность посадки полумуфт на валах;
- проверить величину зазора между торцевыми плоскостями;
- проверить взаимное расположение осей соединяемых валов.
Не реже одного раза в 10-15 суток проверяют наличие масла в муфтах и доливают до контрольного уровня. Не допускается эксплуатация муфт, у которых вследствие износа уплотнений при работе происходит утечка смазочного материала.
При смещении вдоль оси, или при ослаблении посадки на валу полумуфты заменяют. Не допускается устанавливать прокладки между валом и отверстием ступицы полумуфт и кернение вала для обеспечения плотности соединения; запрещается приваривать полумуфы к валу.
Полумуфты соединительных муфт всех типов, втулки зубчатых муфт, у которых обнаружена трещина, подлежат обязательной замене.
Перед разборкой муфт рекомендуется выполнить маркировку (кернение) на обеих полумуфтах и на боковых поверхностях втулок и полумуфт.
При ревизии зубчатых муфт (таблица 2.4, таблица 2.5, таблица 2.6):
- проверить состояние и износ зубьев полумуфт и втулок;
- проверить состояние уплотнительных колец;
- проверить взаимное положение осей соединяемых валов;
- при сборке после ревизии или ремонта промыть внутреннюю полость корпуса керосином и после просушки залить свежим смазочным материалом.
Не допускается эксплуатация зубчатых муфт при поломке более 10% зубьев, при износе зубьев по толщине свыше 30% первоначального размера. Высохшие фетровые и войлочные кольца нужно промыть в керосине, просушить и пропитать в расплавленной смазке; изношенные уплотнительные кольца заменить.
Таблица 2.4 – Нормали контроля осевых соединений
Неисправность | Предел ремонта | Предел использования |
Примечание |
---|---|---|---|
Неисправная центровка муфты | Торцевое смещение ±0,05 мм при высокой скорости | При появлении вибрации провести центровку осей | |
В 4-х точках на окружности разность измерений должна быть не более 0,02 мм | Износ отверстия для болтов допускается до 5% диаметра | ||
В других случаях ±0,1 мм | |||
Перекос осей валов зубчатой муфты | 1° и менее | 2° | tg1° = 0,0174 |
Таблица 2.5 – Допуски на перекос и радиальное смещение осей муфт
Тип муфт | Диаметры муфт, мм | Допуски, мм | |
---|---|---|---|
перекос на 1000 мм длины | радиальное смещение осей | ||
Зубчатые | от 150 до 300 | 0,5 | 0,3 |
от 300 до 500 | 1,0 | 0,8 | |
от 500 до 900 | 1,5 | 1,0 | |
от 900 до 1400 | 2,0 | 1,5 | |
Пальцевые | от 100 до 300 | 0,2 | 0,05 |
Таблица 2.6 – Допускаемый износ зубьев зубчатых муфт по боковому зазору
Номер муфты | Модуль зуба | Допускаемый боковой зазор, мм |
---|---|---|
1, 2 | 2,5 | 1,5 |
3, 4, 5 | 3,0 | 1,7 |
6, 7, 8 | 4,0 | 2,4 |
9, 10 | 6,0 | 3,6 |
11, 12 | 8,0 | 4,8 |
15 | 10,0 | 6,0 |
Во втулочно-пальцевых муфтах и в муфтах с промежуточным диском:
- величина относительного смещения соединяемых валов, измеренная при помощи угольника и щупом в четырёх диаметрально расположенных точках наружной поверхности полумуфт, не должна превышать 0,3 мм; при увеличении зазора выше указанного предела механизм центрируют;
- разность величины зазора, измеренная клиновым щупом в диаметрально противолежащих точках, не должна превышать 0,001 наружного диаметра полумуфт; при увеличении этого предела механизмы подлежат центровке для обеспечения соосности соединяемых валов.
Во втулочно-пальцевых муфтах выработка отверстий для крепления пальцев не допускается. Максимальный зазор между упругими кольцами и отверстиями в полумуфте допускается не более 3% от диаметра пальца (считая его на сторону). При большем износе кольца нужно заменить, а при выработке отверстий заменить полумуфты.
В муфтах с промежуточным диском зазор между выступами диска и впадинами полумуфт не должен превышать 0,5-2,0 мм, в зависимости от размера муфт и мест их установки.
Перечень ссылок
- Муфты подъёмно-транспортных машин // Строй-Техника.ру: Строительные машины и оборудование, справочник. – http://stroy-technics.ru/article/mufty-podemno-transportnykh-mashin.
Вопросы для контроля
- Каков порядок ухода и надзора за муфтами?
Пока нет комментариев