Ассоциация EAM
Ассоциация эффективного управления производственными активами

2.2.3. Подшипники качения

2.2.3.1. Подготовительные операции

Проверка качества посадочных мест на валу и в корпусе, проверка исправности и комплектности соединительных и уплотнительных деталей. Посадочные места не должны иметь забоин, рисок, пятен коррозии, трещин, заусенцев. Не допускается кернение посадочных мест, опиловка шеек и установка прокладок. Сопрягаемые с подшипниками поверхности валов и корпусов должны быть тщательно промыты, протёрты, просушены и смазаны тонким слоем смазочного материала. Каналы для подвода смазки должны быть продуты и очищены от стружки и других частиц.

Рабочий инструмент должен быть чистым, без заусенцев. Запрещается вращать подшипники непромытыми, вращать сухие подшипники, не имеющие на рабочих поверхностях масла.

Необходимо проверить отклонение соосности всех посадочных поверхностей, расположенных на одной оси. Если подшипники, служащие опорой одного вала, устанавливают в раздельные корпуса, соосность корпусов обеспечивается с помощью прокладок или других средств в соответствии с требованиями технической документации.

Для подготовки подшипников к монтажу проверяют надписи на упаковке и подшипниках. Распаковывают подшипники непосредственно перед началом работ. Расконсервацию подшипников проводят в минеральном масле при температуре 80-90 °С. Хранить расконсервированные подшипники более двух часов без защиты от коррозии не рекомендуется.

Перед монтажом подшипник следует проверить на лёгкость вращения, соответствие внешнего вида, зазоров требованиям технической документации. Лёгкость вращения предварительно смазанного подшипника проверяют проворачиванием от руки наружного кольца. Проверку ведут, удерживая подшипник за внутреннее кольцо в горизонтальном положении. Кольца должны вращаться плавно, без резкого торможения. Визуально у подшипников открытого типа проверяют наличие забоин, следов загрязнений, коррозии, полного комплекта заклёпок, плотности их установки, полного комплекта тел качения, наличие повреждений сепаратора. У подшипников закрытого типа следует проверить, не повреждены ли уплотнения и защитные шайбы.

2.2.3.2. Сборочные операции

Состоят в совмещении внутреннего кольца с валом и наружного с корпусом. Для совмещения внутреннего кольца с валом используют:

  • механическое сопряжение при сборке подшипников с внутренним диаметром до 60 мм. При монтаже подшипника усилие напрессовки должно передаваться только через напрессовываемое кольцо (через внутреннее при монтаже на вал, через наружное – в корпус). Запрещается проводить монтаж так, чтобы усилие передавалось с одного кольца на другое через тела качения. Если подшипник одновременно монтируется на вал и в корпус, то усилия передаются на торцы обоих колец. Не допускается приложение монтажных усилий к сепаратору. Нельзя наносить удары непосредственно по кольцу – следует использовать, например, втулку из мягкого металла;
  • тепловые посадки применяются для качественного монтажа. Нагрев проводят в масляных ваннах или с помощью электроиндукционных установок. При монтаже подшипников открытого типа с цилиндрическим отверстием на вал с натягом, подшипник погружают в ванну с чистым минеральным маслом, обладающим высокой температурой вспышки, нагретым до 80-90 °С, и выдерживают в течение15-20 минут. При монтаже подшипников с защитными шайбами и постоянно заложенной смазкой, их нагрев до той же температуры проводят в термостате. Нагрев открытым пламенем запрещается. Нагретый подшипник устанавливают на вал и доводят до места небольшим усилием. При этом сторона подшипника, на которой нанесено заводское клеймо, должна быть снаружи. Для монтажа крупногабаритных подшипников целесообразным является применение гидравлического распора;
  • охлаждение вала применяется при посадке подшипника в корпус с натягом. При этом перед монтажом подшипник охлаждается жидким азотом (-160 °С) или сухим льдом либо нагревается корпус.

Наиболее целесообразными являются способы монтажа, при которых во избежание перекоса осуществляется одновременное и равномерное давление по всей окружности монтируемого кольца. Для осуществления этого применяются трубы из мягкого металла, внутренний диаметр которых несколько больше диаметра отверстия кольца, а наружный – немного меньше наружного диаметра кольца. На свободном конце трубы устанавливают заглушку со сферической наружной поверхностью, к которой прилагают усилие при монтаже. Усилие при монтаже следует создавать с помощью механических либо гидравлических прессов и приспособлений, а при их отсутствии – нанесением несильных ударов молотком через монтажную трубу с заглушкой (при монтаже подшипников малых размеров с небольшими натягами). При любых способах монтажа необходимо тщательно следить за обеспечением равномерного, без перекоса, осевого перемещения кольца.

2.2.3.3. Регулировочные операции

Двухрядные сферические шариковые и роликовые подшипники с коническим отверстием устанавливают на цилиндрическом валу с помощью закрепительных и стяжных втулок, а на валах с конической шейкой – непосредственно на шейку вала. Монтаж подшипников с диаметром отверстия до 70 мм и нормальными натягами целесообразно осуществлять с помощью монтажной втулки, навёртываемой на резьбовой конец вала. Нажимная часть воздействует на торец закрепительной втулки или непосредственно на торец внутреннего кольца (при монтаже без закрепительных и стяжных втулок). Подшипники с диаметром отверстия свыше 100 мм следует монтировать гидравлическими методами. По мере осевого продвижения закрепительной втулки внутреннее кольцо подшипника деформируется (расширяется), радиальный зазор уменьшается. Радиальный зазор необходимо контролировать с помощью щупа (ориентировочно – диаметр отверстия, делённый на 3000).

В процессе установки подшипников с помощью щупа толщиной от 0,03 мм или по световой щели следует убедиться в плотном и правильном прилегании торцов колец подшипника к торцам заплечиков. Аналогичной проверке должны быть подвергнуты противоположные торцы подшипников и торцы прижимающих их в осевом направлении деталей.

Необходимо проверить правильность взаимного расположения подшипников в опорах вала. Вал после монтажа должен вращаться от руки легко, свободно и равномерно.

Осевой зазор радиально-упорных и упорных подшипников устанавливают осевым смещением наружного и внутреннего колец с помощью прокладок, гаек, распорных втулок. Вал смещают в осевом направлении до полного контакта тел качения с поверхностью качения соответствующего наружного кольца.

Для предотвращения закусывания крупных подшипников при монтаже или в процессе эксплуатации допускается проводить пришабривание поверхностей полуотверстий в местах разъёма корпусов. Полноту прилегания крупных подшипников к посадочным местам в разъёмных корпусах проверяют с помощью калибра и краски (отпечатки краски должны составлять не менее 75% посадочной площади). В разъёмных корпусах с помощью щупа толщиной не более 0,05 мм проверяют плотность и равномерность прилегания основания крышки.

В собранном узле необходимо проверить наличие зазоров между вращающимися и неподвижными деталями (в особенности – сепараторов, которые иногда выступают за плоскость торцов колец). Проверяют совпадение проточек для подачи смазки в корпусах со смазочными отверстиями в наружных кольцах подшипников.

Для подшипников с цилиндрическими роликами и без бортов после монтажа проверяют относительное смещение наружного и внутреннего колец в осевом направлении (не более 0,5…1,5 мм для подшипников с короткими роликами, не более 1…2 мм для подшипников с длинными роликами, большие значения – для подшипников больших размеров).

2.2.3.4. Пробный запуск

После завершения сборочных операций и введения в подшипниковые узлы смазочного материала проверяют качество монтажа подшипников пробным пуском сборочной единицы на низких оборотах без нагрузки, прослушивая шум вращения.

Осуществляется контроль температуры подшипниковых узлов, которая не должна превышать температуру окружающей среды более чем на 40 °С. Причиной повышенной температуры может быть малый зазор в подшипнике, чрезмерно большой натяг, недостаток смазки, износ рабочих поверхностей, взаимный перекос колец. В течение 1-2 дней после смазывания (в том числе повторного) имеет место некоторое повышение температуры подшипника.

2.2.3.5. Ревизия

При ревизии подшипников качения необходимо проверить:

  • состояние поверхности беговых дорожек, тел качения и сепараторов (там, где это допускает конструкция подшипников);
  • величину радиального и осевого зазоров и плотность посадки колец подшипника;
  • состояние уплотнительных устройств.

Подшипники качения подлежат замене при наличии одного из следующих повреждений или неисправностей:

  • отслаивание или оспины усталостного выкрашивания на телах качения или беговых дорожках колец;
  • коррозионные раковины на дорожках и телах качения;
  • трещины, сколы бортов, колец;
  • трещины колец, тел качения;
  • трещины, излом сепаратора;
  • задиры на рабочих поверхностях колец и тел качения;
  • износ или обрыв заклёпок сепаратора;
  • забоины на сепараторе;
  • рифление на рабочих поверхностях колец и тел качения;
  • выработка на рабочих поверхностях колец и тел качения;
  • вмятины на рабочих поверхностях;
  • поверхностная коррозия на рабочих поверхностях;
  • цвета побежалости на рабочих поверхностях;
  • увеличение радиального зазора в ответственных машинах свыше 0,5 мм, в остальных – более 0,8-1,0 мм.

2.2.3.6. Разборка

Во всех случаях разборки подшипников запрещается наносить удары молотком по кольцам, телам качения и сепаратору.

Для разборки подшипниковых узлов рекомендуется использование специальных устройств и приспособлений (съёмников) различных конструкций, обеспечивающих качественное и безопасное выполнение операции.

Как исключение, при отсутствии возможности использования захватов за внутреннее кольцо, допускается захват подшипника за наружное кольцо. Во избежание повреждений разборку при этом необходимо проводить вращением захватов при фиксированном положении винта съёмника.

Наличие на валах отверстий и канавок для подвода масла значительно облегчает проведение разборки. Масло под давлением подаётся и равномерно распределяется по сопряжённым поверхностям подшипника и вала, снижая трение между ними.

Разборка посредством индукционного нагрева наиболее удобна для внутренних колец роликовых цилиндрических подшипников. Размеры нагревателя и форма его конструкции зависят от габаритных размеров и конструкции подшипникового узла.

Вопросы для контроля

  1. Каков рекомендуемый порядок сборки подшипниковых опор на базе подшипников качения?
Материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Аналогичные записи
  • 2.4.3. Приборы и устройства безопасности К приборам и устройствам безопасности грузоподъёмных кранов и машин относят [2]: ограничители грузоподъёмности; ограничители пути движения (рабочих движений крана); ограничители перекоса металлоконструкции крана (применяют на специальных козловых кранах большой грузоподъёмности с большими пролетами); блок-контакты; противоугонные устройства; упоры и буферы; опорные детали; предохранительные щитки; устройства электробезопасности; [...]
  • 2.4.2. Гидропривод Основными преимуществами гидравлического привода по сравнению с электроприводом, которые обусловили его применение в грузоподъёмных машинах, являются: плавное бесступенчатое регулирование скорости движения рабочих органов машин; большая перегрузочная способность; меньшая масса и размеры, приходящиеся на единицу передаваемой мощности; малая инерционность привода; сравнительная простота осуществления автоматизации управления и защиты; высокая надежность и [...]
  • 2.4.1. Электрооборудование К электрооборудованию грузоподъёмных кранов и машин относятся [2]: крановые электродвигатели, предназначенные для преобразования электрической энергии в механическую с целью придания движения механизмам крана; пускорегулирующие резисторы, предназначенные для регулирования частоты вращения двигателя, уменьшения пускового тока до значения, безопасного для двигателя и сети, и увеличения вращающего пускового момента; контроллеры, предназначенные для включения и регулирования пусковых характеристик электродвигателей; [...]
  • 2.3.8. Прочее крановое оборудование 2.3.8.1. Кабина управления Для размещения органов и осуществления непосредственного управления грузоподъёмным краном оборудуют кабины управления (рисунок 2.18). Конструкция кабины управления грузоподъёмным краном и место её установки должны обеспечить крановщику беспрепятственный обзор рабочей зоны крана с момента захвата груза до момента освобождения от него, а также гарантировать безопасную работу на кране. [...]
  • 2.3.7. Металлоконструкции Металлоконструкция (рисунок 2.16) является основной частью грузоподъёмного крана, воспринимающей рабочие нагрузки, разрушение которой связано с тяжёлыми последствиями, поэтому в процессе эксплуатации крана их состоянию уделяется повышенное [...]

Поддержите нас

Подписка

Рубрики