материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович

Поиск путей устранения недостатков, присущих децентрализованной форме организации ремонтного обслуживания производства, инициировал процесс частичной централизации ремонтных служб (РС) предприятий, приведший к выделению подразделений, специализирующихся на техническом обслуживании и ремонтах (ТОиР) оборудования.

Централизация РС подразумевает концентрацию управления и ресурсов (сил и средств) для обеспечения безаварийной и безопасной эксплуатации оборудования производственных подразделений [1].

В различных случаях централизации подлежат одна или несколько из следующих функций:

  • осуществление общей координации деятельности РС на уровне предприятия (бюджетирование, планирование, контроль, учёт и отчётность);
  • изготовление и ремонт запасных частей и сменного оборудования;
  • выполнение ТОиР оборудования (ремонтный персонал).

При этом РС производственных подразделений могут продолжать частично или полностью дублировать функции специализированных служб, что зачастую приводит к отсутствию чёткого разграничения задач и ответственности. Последнее является одним из наиболее существенных недостатков смешанных форм организации РС и приводит к усложнению бизнес-процессов как внутри РС предприятия (между РС подразделений и специализированной службой), так и со смежными подразделениями (коммерческими, финансовыми, проектными и другими отделами).

Сложным вопросом является обеспечение должного уровня мотивации и заинтересованности работников централизованных бригад в качественном выполнении ТОиР оборудования по сравнению с аналогичными бригадами РС производственных подразделений, что вызывает центробежные тенденции.

В ходе централизации отмечается общая тенденция перехода от специализации на обслуживаемом оборудовании к специализации на выполняемых видах ремонтных работ (монтажные, слесарно-сборочные, смазочные и прочие), которая, в особенности на первых этапах, носит неоднозначный характер. Для устранения возможного снижения качества выполнения ТОиР конкретного установленного оборудования необходима реализация программ непрерывного обучения и повышения квалификации работников специализированных служб, а также организация оперативного руководства (кураторства) привлекаемыми ремонтными бригадами со стороны подразделения-заказчика.

В целом смешанные формы организации РС получили наиболее широкое распространение на отечественных предприятиях. Не будучи лишёнными недостатков, последние, вследствие длительного опыта применения, тем не менее, до сих пор пользуются значительной популярностью.

Перечень ссылок

  1. Бобровицкий В.И., Сидоров А.В. Совершенствование системы ТОиР оборудования в условиях централизации ремонтной службы предприятия // Вибрация машин: измерение, снижение, защита. — Донецк: ДонНТУ, 2011. — №1 (24). — С. 23-28.