Недостаточный контроль за изменением технического состояния оборудования приводит к позднему выявлению повреждений. Указанное является причиной возникновения вторичных повреждений смежных элементов конструкции, что влечёт за собой значительное увеличение объёмов работ по восстановлению работоспособности технических объектов. Аварийная ситуация, описанная в статье, служит бесспорным доказательством необходимости контроля технического состояния оборудования с целью своевременного устранения повреждений на ранней стадии их развития.

Дробильно-сортировочный комплекс предназначен для переработки шлаков доменного и сталеплавильного производства. Конвейер ООНВ 1200-17-22 шириной ленты 1200 мм служит для транспортировки перерабатываемого сырья от загрузочного барабана к двухъярусному грохоту.

При осмотре технологическим персоналом дробильно-сортировочного комплекса перед пуском в работу была выявлена утечка смазки из подшипникового узла со стороны привода барабана конвейера ООНВ 1200-17-22, которая явилась следствием повреждения уплотнения подшипника. После вскрытия подушки подшипникового узла обнаружено разрушение подшипника.

В ходе дальнейшей разборки узла барабана выявлено повреждение посадочного места подшипника на валу. Износ составил 15 мм на диаметре 70 мм. Было принято решение о выполнении проточки и наплавки вала для восстановления посадочной поверхности под подшипник. Указанное, а также отсутствие подшипников необходимого типа в неснижаемом запасе привело к значительному увеличению времени простоя оборудования.

При выполнении ревизии барабанов конвейеров дробильно-сортировочного комплекса в период простоя было выявлено ещё 4 узла с аналогичными повреждениями, которые подлежат ремонту и восстановлению, что привело к последующему увеличению длительности простоя. Общая длительность простоя составила около 12 суток, что повлекло за собой соответствующие потери производства.

Причиной аварии явилось разрушение элементов подшипникового узла вследствие естественного и принудительного механического износа. Указанное стало возможным как следствие недостаточного контроля со стороны технологического и ремонтного персонала за изменением технического состояния оборудования, что привело к повреждению посадочных мест на валах барабанов конвейеров дробильно-сортировочного комплекса как результат длительной работы в условиях нарушения исправности подшипников.

К техническим факторам, определившим возникновение и развитие аварии, следует отнести:

  • неполную комплектацию штата ремонтной службы, что не позволило в должном объёме осуществлять контроль технического состояния оборудования силами сменного ремонтного персонала;
  • неблагоприятные условия работы, связанные с высокой запылённостью рабочей среды;
  • длительная эксплуатация дробильно-сортировочного комплекса без проведения капитального ремонта с момента пуска в эксплуатацию 6 лет назад.

С целью предупреждения возможности повторного возникновения отказа были предложены следующие противоаварийные мероприятия:

  1. Выполнить ревизию и ремонт барабанов конвейеров дробильно-сортировочного комплекса.
  2. Разработать график выполнения рассредоточенной ревизии оборудования дробильно-сортировочного комплекса.
  3. Выполнить эскизирование узлов и деталей оборудования дробильно-сортировочного комплекса в период осуществления ревизий.
  4. На основании результатов ревизии составить акт технического обследования оборудования дробильно-сортировочного комплекса для определения необходимости и объёмов капитального ремонта.
  5. Пересмотреть инструкцию по эксплуатации, в которой предусмотреть периодические ревизии со вскрытием узлов опор барабанов конвейеров для оценки фактического технического состояния, а также проведение полной ревизии комплекса оборудования в холодное время года, при температуре окружающей среды ниже -10 °С, когда эксплуатация дробильно-сортировочного комплекса не допускается.
  6. Пересмотреть перечень неснижаемого запаса дробильно-сортировочного комплекса и обеспечить его наполнение с целью повышения оперативности устранения аварийных ситуаций.
  7. Доукомплектовать ремонтную службу подразделения до штатной численности с введением должности мастера по ремонту оборудования дробильно-сортировочного комплекса.

Недостаточная комплектация ремонтных служб подразделений ведёт к невозможности осуществления контроля технического состояния оборудования в полном объёме. Однако это не умаляет ответственности персонала за осуществление должного контроля за техническим состоянием оборудования в процессе его эксплуатации. Указанное, кроме решения организационных вопросов распределения обязанностей и ответственности за техническое состояние оборудования, требует наличия достаточной квалификации персонала.