Замалчивание имеющихся проблем является распространённой проблемой на отечественных предприятиях. Это приводит к тому, что ряд вопросов, которые могли бы быть решены на уровне руководства, так и остаются не вскрытыми. Указанное влечёт за собой увеличение вероятности возникновения аварийных ситуаций и снижает эффективность ремонтной службы по обеспечению бесперебойной работы оборудования. Приведенный пример иллюстрирует отмеченную ситуацию.

Молот паровоздушный имеет массу падающих частей 3150 кг. Работает в двухсменном режиме в соответствии с технологической загрузкой.

Втулка цилиндра молота была установлена 3,5 года назад. С периодичностью один раз в 8-10 месяцев осуществлялся осмотр втулки. Последний осмотр был произведен в ноябре предыдущего года. По результатам осмотра состояние втулки было оценено как удовлетворительное, принято решение о возможности продолжения её эксплуатации.

Через месяц для осуществления ремонта был демонтирован двигатель привода системы смазывания полости цилиндра молота, сведения о чём не были ни зарегистрированы в агрегатном журнале, ни доведены до руководства цеха. После демонтажа подача смазки осуществлялась технологическим персоналом перед началом смены в ручном режиме.

В апреле при обработке анкерных болтов, размер которых меньше поперечного сечения привычно обрабатываемого сортамента, технологическим персоналом была отмечена неудовлетворительная работа молота. Молот был остановлен для проведения осмотра. При осмотре обнаружен повышенный износ втулки в основном рабочем диапазоне перемещения поршня, что привело к образованию перепада диаметров в полости втулки. Силами механослужбы цеха была выполнена замена поршневых колец молота. После замены колец молот отработал одну смену, в течение которой замечания технологическим персоналом были отмечены повторно. После этого было принято решение о необходимости замены втулки цилиндра. Продолжительность ремонта составила трое суток.

Причиной аварии явился повышенный износ втулки вследствие не обеспечения достаточного уровня смазывания рабочих поверхностей цилиндра молота.

Технические факторы, определившие возникновение и развитие аварии:

  • отсутствие обоснованного регламента смазывания рабочих поверхностей цилиндра молота в ручном режиме;
  • ускоренное удаление с рабочих поверхностей и снижение несущей способности смазки в условиях повышенных температур, имеющих место вследствие использования в качестве рабочей среды пара;
  • повышенные ударные нагрузки вследствие обработки нетипичного сортамента изделий, а также применения неблагоприятных температурных режимов.

Ручное смазывание один раз в смену не позволило обеспечить удовлетворительные условия эксплуатации, что послужило причиной износа втулки в диапазоне привычно обрабатываемого сортамента и проявилось при переходе на обработку изделий меньшего размера. Указанное стало возможным как результат длительной неработоспособности системы смазывания полости цилиндра молота вследствие отсутствия возможности ремонта двигателя её привода. Руководство цеха и механослужбы не имело возможности содействовать решению вопроса из-за замалчивания проблемы со стороны электрослужбы, что привело в итоге к развитию и реализации аварийной ситуации.