материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович

При разработке системы ТОиР концептуально определяющим является вопрос планирования жизненного цикла оборудования. В пределе указанное может быть сведено к двум крайним позициям:

  1. Минимизация операций по ТОиР в рамках ограниченного срока службы оборудования с последующей его плановой заменой.
  2. Максимизация срока службы за счёт проведения периодических операций по ТОиР оборудования.

При выборе того или иного подхода следует помнить, что в связи с ухудшением ТС в долгосрочном периоде, прямые и косвенные издержки на содержание основных фондов с течением времени будут неуклонно возрастать.

Идеальной является ситуация, когда жизненный цикл, включающий в том числе срок службы и комплекс операций по ТОиР, рассчитывается на основании опыта эксплуатации аналогичного оборудования на этапе проектирования, методика осуществления чего достаточно известна в зарубежных источниках под названием Life-Cycle Cost Analysis (LCCA) или Asset Life Cycle Management.

Однако на пути решения задачи планирования жизненного цикла оборудования у отечественных предприятий в современных условиях имеются следующие основные препятствия:

  • значительный моральный износ оборудования (зачастую предприятия-изготовители эксплуатируемого оборудования прекратили своё существование, не говоря уже о прекращении выпуска соответствующих моделей);
  • значительный физический износ оборудования (износ основных средств отечественных предприятий производственной сферы достиг 75% [1]);
  • нестабильность рынка, выражающаяся в значительных колебаниях уровня цен на оборудование, комплектующие и запасные части, а также на трудовые ресурсы, необходимые для выполнения ТОиР оборудования, что делает выполнение долгосрочного прогноза эксплуатационных затрат практически невозможным;
  • отсутствие статистических данных, необходимых для проведения анализа жизненного цикла оборудования (в том числе наличие данных в форме, затрудняющей их обработку).

Указанные препятствия приводят к тому, что в реальных условиях отечественных предприятий расчёт жизненного цикла оборудования в классическом виде в большинстве случаев выполнен быть не может. Не отрицая необходимости применения соответствующих методик в случае поставки нового, особенно, зарубежного оборудования и последующего его сервисного обслуживания, следует отметить, что отечественная практика требует поиска альтернативных решений.

Для достижения указанного на данном этапе требуется накопление статистической информации по эксплуатации оборудования в формате, пригодном для дальнейшей обработки, причём в таких показателях, которые бы минимизировали влияние факторов динамично изменяющегося рынка. Это может быть реализовано, например, на основе показателя относительных издержек на ТОиР, рассмотренного ранее. Для последнего видится целесообразным внедрение на предприятии автоматизированной системы управления производственными активами.

В целом планирование жизненного цикла позволяет повысить управляемость и действенность системы ТОиР на предприятии путём оптимизации объёмов выполняемых ремонтных работ и, соответственно, рационального распределения сил РС, исходя из стратегической концепции эксплуатации оборудования. Планирование жизненного цикла оборудования, являясь эффективным инструментом для повышения качества системы ТОиР, который целесообразно вводить в практику ремонтного обслуживания производства, связано с рядом проблем, требующих планомерного и методичного решения.

Перечень ссылок

  1. Дмитрий Королёв. Украина работает «на износ»… // Однако. — http://www.odnako.org/blogs/show_13064/.