материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович

Комплексная технико-экономическая оценка эффективности системы ТОиР [1] включает рассмотрение и сопоставление прямых и косвенных затрат (издержек), обусловленных ремонтным обслуживанием производства и состоянием оборудования.

Прямые затраты на ТОиР оборудования, в том числе на содержание РС, (ПЗ) являются возрастающей функцией интенсивности (объёма) ТОиР оборудования.

Издержки, обусловленные потерями производства, (ПП) являются суммой двух функций:

  • потерь производства от простоя оборудования по причине выполнения плановых ТОиР, которые являются возрастающей функцией интенсивности (объёма) ТОиР оборудования;
  • потерь производства от простоя оборудования по причине выполнения неплановых ремонтов (устранения аварийных отказов), которые являются убывающей функции интенсивности (объёма) ТОиР оборудования. Сюда же включаются потери производства, обусловленные снижением производительности оборудования и качества выпускаемой продукции (брак).

Кривая суммарных издержек имеет минимум (рисунок 17.1) – оптимум РС. Поиск оптимума РС является математической постановкой задачи формирования эффективной системы ТОиР оборудования.

Характерное поведение кривых затрат и издержек на ТОиР

Рисунок 17.1 — Характерное поведение кривых затрат и издержек на ТОиР

В качестве технического показателя, характеризующего обеспечение работоспособности оборудования, используется расширенный показатель общей эффективности оборудования (Overall Equipment Effectiveness, OEE) [2].

Факторы ОЕЕ включают в себя три критерия эффективности:

  • доступность (Availability, A);
  • производительность (Performance, P);
  • качество (Quality, Q).

OEE-анализ отталкивается от общего времени работы предприятия (Plant Operating Time, POT) и исследует его потери по трём основным категориям:

  • потери на остановки (Down Time Loss, DTL);
  • потери в скорости (производительности) (Speed Loss, SL);
  • потери в качестве (Quality Loss, QL).

Критерий доступности анализирует потери на остановки (DTL), включающие в себя любые плановые и неплановые простои. Рабочее время, оставшееся после учёта простоев, называется операционным временем (Operating Time, OT):

OT = POT — DTL.

Расчёт критерия доступности:

A = OT / PPT.

Критерий производительности учитывает потери в скорости (SL), которые включают факторы, вызывающие снижение производительности оборудования. Расчёт критерия производительности:

P = ICT / (OT / TP) = (TP / OT) / IRR,

где ICT — идеальное время цикла (Ideal Cycle Time) – теоретическое минимальное время, необходимое для выпуска единицы продукции; IRR — идеальная норма производства (Ideal Run Rate) – теоретически максимальное количество продукции, производимое в единицу времени (величина, обратная ICT); TP — выпуск продукции (Total Pieces) – фактическое количество единиц продукции, выпущенное за операционное время OT.

Критерий качества учитывает потери в качестве (QL), которые включают в себя производство продукции, несоответствующей стандартам. Расчёт критерия качества:

Q = GP / TP,

где GP — выпуск годной продукции (Good Pieces) – фактическое количество единиц годной продукции, выпущенное за операционное время OT.

Расчёт OEE осуществляется следующим образом:

OEE = A × P × Q.

В качестве экономического показателя, характеризующего выполнение предприятием производственных задач, используется суммарная стоимость произведенной продукции (ССПП).

ССПП может быть выражена через ОЕЕ следующим образом:

ССПП = ∑ (ОЕЕ × РОТ × IRR × PRICE),

где PRICE — цена единицы продукции.

Соответственно ПП:

ПП = ∑ ([1 — ОЕЕ] × РОТ × IRR × PRICE).

Для комплексной технико-экономической оценки эффективности ремонтного обслуживания производства предлагается использовать показатель относительных издержек на ТОиР (ОИТОиР), экономический смысл которого заключается в установлении доли издержек на ТОиР оборудования на единицу стоимости продукции:

ОИТОиР = (ПЗ + ПП) / ССПП = ПЗ / ССПП + ∑ ([1 — ОЕЕ] / ОЕЕ).

При этом первое слагаемое в формуле учитывает прямые затраты на выполнение работ по ТОиР и содержание РС, а второе – характеризует издержки, обусловленные потерями производства (времени, производительности, качества). Минимизация ОИТОиР формулирует направление совершенствования системы ТОиР и свидетельствует о повышении эффективности ремонтного обслуживания производства.

Комплексная технико-экономическая оценка эффективности ремонтного обслуживания производства предоставляет не только аналитический инструмент, но и рычаг управления системой ТОиР, повышения её эффективности.

Перечень ссылок

  1. OEE. – http://ru.wikipedia.org/wiki/OEE.
  2. Сидоров А.В. Оценка эффективности ремонтного обслуживания производства // Консалтинговый проект «EAM». — http://eam.su/ocenka-effektivnosti-remontnogo-obsluzhivaniya-proizvodstva.html.