материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович

Альтернативным комплексным решением задач по ТОиР оборудования для промышленных предприятий является аутсорсинг [1].

Аутсорсинг — передача организацией определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг, оказываемых подрядным способом, которые имеют разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченны определёнными сроками исполнения, на аутсорсинг передаются функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры предприятия на основе длительного контракта [2].

Несмотря на то, что использование аутсорсинга получило стремительный размах во всём мире в течение последних десятилетий, ещё в рамках структуры Министерства чёрной металлургии СССР ранее работали специализированные предприятия: «Домнаремонт», «Энергоремонт», «Спецмонтаж», «Энергочермет» и во многих случаях весьма успешно [3].

Следует понимать существенное отличие между подрядным способом выполнения ремонтных работ и аутсорсингом. Аутсорсинговый подход подразумевает обоюдную заинтересованность заказчика и сервисной организации в снижении аварийности. Фиксированная сумма договора на сервисное обслуживание стимулирует аутсорсинговую компанию повышать эффективность своей работы и снижать издержки на ТОиР. «В этом и состоит принципиальное отличие аутсорсинговой модели от схемы подряда, где подрядчик заинтересован в поломках оборудования» [4].

Договор аутсорсинга даёт право заказчику получить желаемую услугу, выполненную на высоком профессиональном уровне с обеспечением материальной ответственности сервисной компании за качество их выполнения. Являясь юридическим лицом, сервисная компания располагает активами, которые могут быть востребованы в качестве компенсации возможного ущерба.

По данным исследовательской компании «Plant Maintenance Resource Center», важнейшими причинами применения аутсорсинга являются стремление к увеличению производительности труда при уменьшении затрат и желание сфокусироваться на основной деятельности для достижения конкурентных преимуществ за счёт снижения издержек при увеличении эффективности производства. Кроме того, аутсорсинг позволяет ускорить сроки выполнения работ, а также облегчает доступ к новым технологиям и к специальному оборудованию [5].

По данным исследования журнала «Industry Week Census on Manufacturing» 43,8% американских компаний используют аутсорсинг в обслуживании оборудования. «В отечественной практике эти цифры пока скромнее: только 10% компаний применяют аутсорсинг в целях обеспечения ТОиР. Однако практика доказывает, что быть в числе «скромных» выгодно». [4]

Перечень ссылок

  1. ЛАДОГА — группа промышленного аутсорсинга: Аутсорсинг промышленного оборудования. – http://www.ladoga74.ru.
  2. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций. Учеб. пособие / Под ред. проф. Б. А. Аникина. — М.: Инфра-М, 2003. — 187 с.
  3. Сидоров В.А., Седуш В.Я. Изменения в ремонтных структурах металлургических предприятий // Металлургическая и горнорудная промышленность. — 2009. — №6. — С. 76-78.
  4. Дмитрий Евсигнеев. Ремонты — на аутсорсинг. — http://www.up-pro.ru/library/repair/toir_efficiency/remont_outsourc.html.
  5. ПРОМИНВЕСТ: Аутсорсинг. — http://www.prominvest.itlt.ru/page13.html.