материал предоставил СИДОРОВ Александр Владимирович

Разделение в процессе исторического развития функций по эксплуатации и обслуживанию оборудования привело к формированию децентрализованных ремонтных служб (РС) в производственных подразделениях промышленных предприятий.

Типовая организационная структура РС производственного подразделения включает (рисунок 10.1):

  • заместителя или помощника начальника подразделения по оборудованию, который возглавляет и руководит РС подразделения;
  • механика, энергетика и электрика подразделения, в подчинении которых находятся соответствующие бригады дежурного (сменного) и/или оперативного ремонтного персонала, а также (при необходимости) сменные мастера;
  • подсобные ремонтно-механические, кузнечные и прочие мастерские, частично обеспечивающие потребности подразделения в запасных частях и сменном оборудовании;
  • техническое бюро (инженеров по подготовке ремонтов, инженеров по запасным частям, инженеров-конструкторов, прочих специалистов и инженерно-технический персонал).

Типовая организационная структура РС производственного подразделения

Рисунок 10.1 — Типовая организационная структура РС производственного подразделения

Основными преимуществами децентрализованной РС являются:

  • специализация на обслуживаемом оборудовании, учёт его специфики и особенностей эксплуатации;
  • высокий уровень мотивации и личной заинтересованности персонала РС в обеспечении работоспособного состояния оборудования, что обусловлено непосредственной зависимостью размеров материального вознаграждения от общих результатов работы производственного подразделения;
  • оперативность при устранении внештатных и аварийных ситуаций.

Основными недостатками децентрализованной РС являются:

  • низкая эффективность организационной структуры при решении задач на уровне предприятия, которая обусловлена увеличенным штатом РС, высоким уровнем затрат на техническое обслуживание и ремонты (ТОиР), низкой мобильностью;
  • поскольку оборудование и запасные части преимущественно приобретаются, потребность в создании обширных складов запасных частей [1], что снижает общую ликвидность предприятия, приводит к появлению долголежащих товарно-материальных ценностей;
  • использование ремонтного персонала для технологических и прочих нужд, привлечение работников РС к непрофильным работам, зачастую в ущерб выполнению ТОиР оборудования.

Укрупнение и рост предприятий, сопровождавшийся разделением функций между производственными и вспомогательными подразделениями, привёл к осознанию низкой экономической и организационной эффективности децентрализованных РС. Это послужило основанием того, что в настоящее время децентрализованный способ организации РС практически не применяется на промышленных предприятиях, имеющих в своём составе несколько производственных подразделений.

Перечень ссылок

  1. Ловчиновский Э.В. Реорганизация системы технического обслуживания и ремонта предприятий. — М.: Серия «Реинжиниринг бизнеса», 2005. — 385 с.